Развитие познавательной сферы у детей
материал

Шишлова Татьяна Викторовна

 

   Краткое описание психических процессов и их свойсв и качеств.Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления).

В  данном материале    предлагаются особенности  свойств и качеств  психических познавательных процессов у дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные процессы

Название процесса, его определение

Свойства

Восприятие — это целостное отражение предметов, , явлений, возникающих при непосредственном воздействии на органы чувств.

Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.

Константность – относительное постоянство некоторых свойств  предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. 

Избирательность - в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Восприятие пространства - отображения расстояния, размера, формы рельефа окружающих объектов, действующих на анализаторы

Восприятие времени - отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности

Восприятие сенсорных эталонов- цвет ,форма, величина.

Память - это запечатление, сохранение, воспроизведение какой-либо информации.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации

 быстрота воспроизведения-характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

 Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

 Длительность - отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Кратковременна, долговременная ,двигательная ,зрительная ,слуховая.

.

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности характерен обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез.

  • сравнение – установление отношений сходства и различия;
  • анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
  • синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
  • обобщение – выделение общих признаков;
  • конкретизация– возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта
  • Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное  предыдущих.

 Внимание   Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. 

Концентрация внимания- это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Объем - количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.



Предварительный просмотр:

Познавательные процессы

Название процесса, его определение

Свойства

Восприятие — это целостное отражение предметов, , явлений, возникающих при непосредственном воздействии на органы чувств.

Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.

Константность – относительное постоянство некоторых свойств  предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. 

Избирательность - в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Восприятие пространства - отображения расстояния, размера, формы рельефа окружающих объектов, действующих на анализаторы

Восприятие времени - отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности

Восприятие сенсорных эталонов- цвет ,форма, величина.

Память - это запечатление, сохранение, воспроизведение какой-либо информации.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации

 быстрота воспроизведения-характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

 Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

 Длительность - отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Кратковременна, долговременная ,двигательная ,зрительная ,слуховая.

.

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности характерен обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез.

  • сравнение – установление отношений сходства и различия;
  • анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
  • синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
  • обобщение – выделение общих признаков;
  • конкретизация– возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта
  • Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное  предыдущих.

 Внимание   Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. 

Концентрация внимания- это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Объем - количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста  является создание условий,  способствующих формированию их способностей....

Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности....

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ для развития детей 4-5 лет...

Особенности Развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста

Основные подходы к изучению проблемы особенности развития познавательной среды у детей дошкольного возраста....

Развитие познавательной сферы психики детей

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ...