Создание развивающей среды, как условие организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
консультация

Ионова Алена Сергеевна

Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, проблема в общении.

Развивающая игровая среда в контексте ФГОС ДОО должна соответствовать следующим требованиям:

подвижность (возможность из разных материалов создать море, поле, лес, океан, магазин и пр.; дети сами должны моделировать игровую среду);

наличие гибких материалов: ширмы, мягкие модули, скамеечки, ткани; предметовзаместителей: камешки, шишки, веточки и пр.;

ребенку нужны не только положительные игрушкигерои, но и отрицательные (Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.);

игрушки должны быть условными и давать простор для творчества и фантазии; то есть чем проще игрушка, тем лучше, так как игрушка, которая много говорит, мигает, двигается, быстро надоедает ребенку.

Таким образом, развивающая игровая среда должна включать те предметы, которые знакомы и совсем незнакомы детям, но они хотели бы их познать, что способствует созданию мотивации. Педагогам важно знать, что при построении развивающей игровой среды следует избегать готовых сюжетов, созданных взрослыми (например, стол накрыт, куклы сидят, все красиво расставлено). Сюжеты должны создавать сами дети, проявлять инициативу, уметь пользоваться игровым оборудованием, которое, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО, обладает свойствами: доступности, безопасности, насыщенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_sayta.docx11.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8»  

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Консультация для воспитателей на тему
"Создание развивающей среды как условие организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста"


                                                                           

Энгельс 2022 г.

 Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога, которому необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Предметно-развивающая среда группы для детей дошкольного возраста предполагает и спокойную зону, где ребенок может уединиться, погрузиться в игру один или со сверстниками. С этой целью в нашей группе созданы настольные ширмы-предметного и тематического содержания. Ширмы мобильны, безопасны для использования детьми, многофункциональны. Ширмы помогают нам решать следующие основные задачи:

• Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.

• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.

Новизна ширмы заключается в том, что она обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании. Кроме того, ширмы небольшие и легко переносятся в любой уголок групповой комнаты.

Таким образом, использование ширм при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством.

Предлагаем вашему вниманию настольные ширмы для сюжетно-ролевых игр.

Ширмы «Больница», «Аптека», «Автосервис»

Помимо настольных ширм развивающая среда в нашей группе была пополнена бытовой техникой, «микроволновой печью», «стиральной машиной».

Изготовленные предметы для игры безопасны, трансформируемы (их легко переставить, подвинуть, перенести с места на место, т. е. есть возможность внесения изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей, доступны (находятся в игровой зоне, каждый ребёнок может взять предмет и использовать в игре, благодаря изготовлению нескольких предметов бытовой техники среда стала содержательно-насыщенной. 

Ребятам всегда хочется что - то новое для игр и, конечно, ни один воспитатель не может проигнорировать это желание. Наблюдая за тем, как дети играют в «магазин» нам захотелось сделать для них разные атрибуты, чтобы разнообразить игру, максимально приблизив ее к реальной жизни.

Нами были изготовлены  такие атрибуты как: пирожные, конфеты, макароны, сосиски, бутерброды, этажерки для сладостей и многое др. Мы использовали простые и доступные материалы: Вискозные и прорезиненые салфетки разного цвета, губки для мытья посуды, фигурки из фетра, декор, силиконовый клей, картон, скотч, одноразовая посуда, пленка для упаковки атрибутов.

Подводя итоги, хотелось бы добавить, что созданная в группе предметно – развивающая среда не должна ограничивать, а наоборот, способствовать проявлению самостоятельности и творчества в сюжетно–ролевых играх, то есть — развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – развивающей среды. Совершенствование творческих навыков и умений детей, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы педагога.

                     

                                             

                                                                                                                               

                                     

                                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - коллекция "Насекомые" (для детей дошкольного возраста).

   История возникновения этой игрушечной коллекции: «Работу по ознакомлению с окружающим миром природы веду давно и коллекции собирать – очень мне нравится. Изображения насекомых были...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

« МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интер...

Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:1) рабочая зона (обучающая);2) акти...