У нас в гостях волшебный пластилин
план-конспект занятия

Черкашина Надежда Александровна

        Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного      

   возраста.

 Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение.

Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём, расширять возможность изобразительной деятельности детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_nas_v_gostyah_volshebnyy_plastilin.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  Ивнянского района

       «Знакомство с техникой пластилинография»

Вводное занятие.

                                                                                       

                               

п.Ивня

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности через изучение техники пластилинографии.

Задачи:                                                                                                              Обучающие:

- Способствовать знакомству детей с новой техникой – пластилинография и ее видами;

Развивающие:

- Способствовать развитию творческих способностей детей, фантазии, художественного вкуса.

Воспитательные:

- Воспитывать терпение и уважительное отношение к своей работе.

Актуальность занятия обосновано тем, что пластилинография способствует развитию памяти, фантазии, снятию напряжения и расслаблению. Воспитывает усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить дело до конца и пробуждает интерес к лепке.

                                                     Ход занятия

1. Организационный момент.                                                                                                            

       Проверка готовности воспитанников к занятию.

       Подготовка рабочего места (застелить стол).

2. Постановка цели занятия.

Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня у нас занятие необычное. Мы познакомимся с пластилинографией и научимся приемам работы пластилином по оргстеклу, в процессе изготовления «картин».

3. Знакомство детей с новой техникой.

- Что такое « Пластилинография»?

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Основной материал — пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

-Что такое пластилин?

Пластилин – это материал, который хорошо знаком вам с самого раннего детства. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Сегодня мы посмотрим нетрадиционное развитие использования пластилина в работе, например: такой работы как рисование пластилином на стекле.

В настоящее время для детей выпускаются следующие виды пластилина: (показ)

-парафиновый - в основе лежит парафин, способный в нагретом состоянии под воздействием небольших механических усилий воспринимать определенную форму;

-восковой - пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу.

-флуоресцентный - пластилин с флуоресцентным эффектом предназначен для детского творчества, может быть использован для лепки и рисования, он обладает отличными пластичными свойствами, хорошо размягчается и не липнет к рукам. Кроме того, ребенка очень порадует то, что его поделки будут получаться яркими и красочными! Флуоресцентный пластилин в темноте не светиться. Возможно, будет ярко отсвечивать, если на него посветить ультрафиолетом.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Показ готовых работ воспитанников.

Пластилинография различается по видам:

Самыми интересными видами пластилинографии являются:

1.Прямая пластилинография -  предполагает, что рисунок создается на небольшом листе картона. Сначала изготавливаются базовые элементы из пластилина (шарики, колбаски), а затем их располагают на картоне и слегка придавливают. Как правило, композиция строится из крупных деталей, в ней используют 2-3 цвета пластилина, не смешивая их между собой. Если использовать эту технику при работе с детьми 4-6 лет, можно сначала предложить им создать из пластилина фон для будущей картины. Для этого небольшие кусочки пластилина дети пальцами размазывают по всей поверхности листа. Затем на этот фоновый слой пластилина крепятся все детали композиции.

2.Многослойная пластилинография-предполагает создание рисунка с помощью нанесения на лист картона нескольких слоев пластилина. Такая техника подходит для детей подготовительной группы детского сада.

3.Обратная (витражная) пластилинография. В качестве основы в данном случае используют оргстекло или прозрачный пластик. На прозрачном материале рисуют маркером все детали композиции, а затем заполняют их пластилином.

4.Модульная пластилинография, которая сочетает в себе все приемы лепки. В результате модульного творчества получается картина из спиралек, шариков, лепешек, колбасок, косичек, цилиндров.

5.Мозаичная пластилинография- этот вид  предполагает составление композиции из мелких шариков пластилина. Считается, что такой вид пластилинографии лучше всего готовит руку дошкольника к письму, поэтому работы в этой технике часто выполняют в подготовительной группе в ДОУ.

6.Контурная пластилинография- может воплощаться как на картине, так и на шаблоне. Для детей 3-4 лет для такого рекомендуется использовать шаблон, чтобы научить их из жгутиков выкладывать фигуру по контуру, постепенно заполняя ее пластилином. Второй вариант контурной пластилинографии – это рисование с помощью шприца по контуру. Для этого в медицинский или кондитерский шприц помещают брусок пластилина. Для размягчения бруска шприц на некоторое время нужно подержать в горячей воде.

7.Фактурная пластилинография – это создание объемных композиций. Для успешного выполнения работ в этой технике понадобится специальный валик с тем изображением, которое хочется вылепить.

 Так же давайте вспомним основные приемы лепки с которыми мы уже знакомы:

  • Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму;
  • Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик;
  • Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения;
  • Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев;
  • Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки;
  • Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь;
  • Надавливание и размазывание - надавливаем на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема.

Вот мы с вами вспомнили все основные приемы лепки, а теперь вы узнаете какие материалы и инструменты, необходимо использовать для работы с данной техникой.

Материалы и инструменты:

пластилин; медицинский или кондитерский шприц; специальные дощечки для лепки;основа для картины из плотного картона, ДВП или фанеры; специальные трафареты и шаблоны для пластилинографии; скалки, стеки и ножницы; влажные салфетки; клеенка, оргстекло, маркер черного цвета, пластилин и различные предметы для декора.

4. Создание проблемной ситуации.

Ребята, как вы думаете, что нам надо знать, чтобы лепить пластилином для выполнения пластилинографических изображений? (предлагаю проблемную ситуацию, которые разрешают воспитанники, предлагая свои варианты, в свою очередь я направляю и предлагаю более правильные варианты).

5. Выполнение практической деятельности.

Правила техники безопасности:

Ребята, прежде чем приступить к работе с пластилином, вспомним, как надо с ним работать:

  • нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его;
  • лепить нужно на клеенке, чтобы защитить стол от случайного попадания пластилина;
  • нельзя бросать, где попало кусочки пластилина;
  • нельзя подносить стеки близко к глазам, грызть;
  • грязные руки надо вытирать салфеткой.
  • будьте внимательны и осторожны при работе со стеклом. Края у него обработаны, поэтому вы не пораните пальцы, но не надо стекло поднимать вверх, не надо его держать в руках;
  • нельзя его бросать на парту или на пол. оргстекло должно лежать на мягкой подложке.
  • не забывайте и о культуре труда, следите за состоянием своего рабочего места.
  • работайте аккуратно, не торопитесь.
  • после занятий лепкой следует очистить рабочее место, разложить неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам и вымыть руки.

Физкультминутка.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. «Мишка карабкается по дереву» (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. «Кулак-ладошка» (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).

3. «Добываем огонь» (потереть ладошку ладошкой).

6. Этапы работы:

1) Подбор оргстекла, обработка оргстекла (для вас я стекло уже принесла в готовом виде). Берем стекло, обклеиваем края скотчем, обрабатываем оргстекло. Для чистки можно использовать влажную салфетку.

2) Выбор рисунка. Подбираем эскиз подходящего рисунка.

3) Перевод рисунка на оргстекло. Переносим эскиз на оргстекло, под оргстекло кладем рисунок, переносим рисунок черным маркером на оргстекло.

4) Нанесение пластилина. Сначала наносим пластилин на мелкие детали, затем на более крупные. Пластилин накладываем друг на друга слоями.

5) Оформление фона. Закончив основной рисунок, начинаем делать фон из цветной бумаги.

6) После того как наше изделие готово, необходимо оформить его в рамку.

7. Анализ выполненных работ.

Сегодня вы познакомились с техникой рисования пластилином по оргстеклу и с вами изготовили картинку из пластилина по оргстеклу.

  • Давайте посмотрим, у кого, что получилось?
  • Чьи работы вам понравились? Почему?
  • Расскажите, как вы выполняли свою работу?

8. Подвидение итогов.

Ребята, все справились с заданием. Все научились рисовать  пластилином по оргстеклу. Молодцы! Спасибо за работу!

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография». - Издательство «Скрипторий», 2008 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». – Издательство «Скрипторий», 2003 г.
  3. Учебное издание «Волшебный пластилин».- Издательство «Мозайка-синтез», 2010 г.
  4. Сайт - www.domsovetof.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

Исследовательский проект«Волшебный пластилин».

Исследовательская работа по пластилину. Из чего лучше лепить....

Проект по пластилинографии «Волшебный пластилин»

комплект материала по пластилинографии, тематический план. ...

Кружок по лепке "Волшебный пластилин"

1.Пояснительная записка....

Перспективное планирование кружка по лепке "Волшебный пластилин"

Из наблюдений за детьми 4-5 лет стало ясно, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Дети не умеют правильно держать ложку, карандаш, подолгу собирают конструктор и другие мелкие и...

«Шэдитэ пластилин»«Волшебный пластилин»Цель: Ознакомление с новым лексическим минимумом: части тела (нюдэн, хамар,hуул) Задачи:Обучение с помощью фонетической зарядки звукам в этих словах;Продолжение осваивания новых терминов в лепке:иигээд,дарая...;

Лепка на занятиях по бурятскому языку увлекает детей, дарит прекрасные эмоции,сплачивает.Очень быстро изучаются названия частей тела, счет...и многое другое . Дети с удовольствием работают....