Сочиняем стихи
статья (подготовительная группа)

Козлова Людмила Игоревна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sochinyaem_stihi.docx83.96 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс развития предметной и познавательной деятельности ребенка-дошкольника напрямую связан с развитием речи. Однако невозможно развить речь ребёнка без освоения звуковой культуры. А звуковой культурой невозможно овладеть без развития фонематического слуха, который становится залогом будущих успехов ребёнка в школе.

Фонематический слух и произношение - это начало начал. Развитие звуковой культуры речи невозможно без работы над словом. Творческие  способности также нужно развивать с раннего детства, ведь творчество - основа будущей успешной жизни. Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; формируют интонационную выразительность речи; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.

Слушание стихотворений дает детям представление о соотношении жизни (окружающего предметного мира, природы) и искусства – поэзии; о выразительности слова в поэтическом произведении, его ритмичности, звуковой динамике, темпе, эмоциональности, образности.

Вы наверняка  заметили, что дети очень любят различные рифмованные выражения: считалки, дразнилки,  заклички, мирилки  и другие. Любая игра, в  которой нужно произносить стишки, намного интересней обычной.  Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. А за счёт пополнения словарного запаса происходит и развитие речи малыша. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка  яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.

Хотим рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение стихотворных шедевров от ребёнка, а его развитие.

Познакомьте ребенка с ритмом и рифмой.  Если вы хорошо умеете рифмовать, но нарушаете ритм стиха, то такой стих хорошим не назовешь. Читающий его, будет сбиваться и спотыкаться, а слушать будет неприятно. Как объяснить ребенку, что такое ритм и рифма?

Рифма

Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.

Виды рифм

Мужская. Ударение падает на последний слог (домой – молодой).

Женская. Ударение находится на предпоследнем слоге (злато – богато).

Дактилическая. Ударение падает на третий слог от конца слова (ухабина – впадина).

Гипердактилическая. Ударение падает на четвёртый или последующий слог (протягиваются – притрагиваются).

Чтобы объяснить ребёнку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».

Напомним, главный герой решил заняться сочинением стихов и подбирал рифмы к словам. Поэт объяснил Незнайке, что слова должны оканчиваться одинаково. У Незнайки в результате рифмовались «палка» и «селёдка».

Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

Определение для детей! Рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие.

Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).

Ребенок быстро уловит созвучные слова и сможет сам подбирать их. Вы можете помочь ему – начинайте стих с первой строчки, а он пусть продолжит второй. Даже если поначалу это будет полная бессмыслица – ничего страшного. Вы не над смыслом сейчас работаете, а над рифмой.

Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой,  можно использовать загадки, ответ которых рифмован. Прочитайте эти загадки вашему ребенку. Дошкольник сумел подобрать рифму? Поздравляю: первый шаг на пути к созданию собственных стихов сделан!

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В сказке очень чудный гном,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Дожди и гроза,

Цветы, стрекоза,

В небе радуга-дуга…

И зеленые луга…

Ярким солнышком согрето

Замечательное… (лето).

«Эй, купаться на море пора», -

Мне шепчет летняя… (жара).

В небе желтая медаль.

Что такое? Отгадай.

Открывай скорей оконце,

Пусть в него заглянет… (солнце).

Прохладное море…

Приятно плескаться.

Все поспешите скорее… (купаться).

В небе – ток,

Дождя поток.

По спине – холодок.

Даже кот закрыл глаза.

За окном шумит… (гроза).

Небывалой красоты

На лугу растут… (цветы).

А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например: дом, сом, нож, гром, найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей - это такая же интересная игра, как и многие другие.  

Многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Но возможности у всех разные. Взрослый должен помочь ребенку, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить стишок, если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Поэтому нужно знакомить ребёнка не только со сказками, но и с поэзией (короткие стихиА.Барто, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского и других авторов, отрывки из сказок А. С. Пушкина, потешки, считалки, скороговорки,  чистоговорки,  короткие песенки), всё это наполнит окружающий мир вашего ребёнка красотой поэтического слова.

Ритм

Тут все иначе. Какой вы задали изначально ритм стиху – такому и должны придерживаться. Читаться должно на одном дыхании, а не перебиваться из одного ритма в другой после каждого двух-четырехстрочия. Понять это можно простукиванием пальцами по столу. Возьмите любой стих какого-нибудь классика, читайте его и параллельно «простукивайте» слова, проговаривая ударения слов. Вы и ребенок скоро прочувствуете, что такое ритм в стихе.

Тренируемся!

И вам, и ребенку будет интересно. Попробуйте такие задания:

- Вы выбираете 4 слова одной рифмы. Например: зайка, стайка, майка, лужайка. И сочиняете на эти рифмы стишок. Пусть бессмысленный, но ритмичный.

- Задаете определенную букву на каждую строчку. То есть именно с этой буквы будет начинаться строка стиха. Например: имя Маша.

Маленькая девочка

Абрикосы кушает

Шаловливой белочкой.

Ах, меня не слушает!

Можно начинать первую строчку детского стихотворения со слов "Посмотрите, это...", "Посмотрите на..." или просто "Посмотрите...". А на место многоточия вставляем название животного, имя ребенка , кличку собаки...

Например:

ПОСМОТРИТЕ, ЭТО мишка!

ПОСМОТРИТЕ НА Полкана!

ПОСМОТРИТЕ, Анжелика!

Не теряем темп и пишем ВТОРУЮ СТРОЧКУ!

Вторую строчку нужно начинать со слов "У него...", "У неё..." или "Он...", "Она...", а дальше подбираем любое словосочетание, которое хоть как-то можно соотнести с героем (героиней) нашего произведения.

Например:

Посмотрите, это мишка!

У НЕГО в кармане шишка!

Посмотрите на Полкана!

ОН гуляет возле крана!

Посмотрите, Анжелика!

ОНА кушает бруснику!

Пишем ТРЕТЬЮ СТРОЧКУ!

Писать третью строчку еще проще, чем вторую. Запомните главное: начинать третью строчку надо исключительно со слова "Любит...". Придумываем любое, хоть чуть-чуть подходящее по смыслу стишка словосочетание, отвечающее на вопрос: что любит ваш герой (героиня)? Важное условие - строчка должна непременно оканчиваться на глагол! Это очень легко!

Например:

Посмотрите, это мишка!

У него в кармане шишка!

ЛЮБИТ мишенька ГУЛЯТЬ!

Посмотрите на Полкана!

Он гуляет возле крана!

ЛЮБИТ стройку ОХРАНЯТЬ!

Посмотрите, Анжелика!

Она кушает бруснику!

ЛЮБИТ ягоды ВКУШАТЬ!

Пишем ЧЕТВЕРТУЮ СТРОЧКУ. Финишная ленточка близка!

Последняя строчка в четверостишии и, возможно, вообще заключительная строчка нашего гениального шедевра. Начало строчки - любое. А вот оканчиваться строчка должна на слово "играть". Вот примеры:

Посмотрите, это мишка!

У него в кармане шишка!

Любит мишенька гулять!

И НА ТРАВУШКЕ ИГРАТЬ!

Посмотрите на Полкана!

Он гуляет возле крана!

Любит стройку охранять!

И НА ТРАВУШКЕ ИГРАТЬ!

Посмотрите, Анжелика!

Она кушает бруснику!

Любит ягоды вкушать!

И НА ТРАВУШКЕ ИГРАТЬ!

А можно вместо универсальной строчки со словом "играть" на конце придумать и какой-нибудь другой глагол.

Посмотрите, это мишка!

У него в кармане шишка!

Любит мишенька гулять!

И на травушке играть!

ОН УЖАСНО КОСОЛАПЫЙ,

НЕ БОИТСЯ ЕГО ПАПА!

Очень важно похвалить  ребёнка за стишок, даже если он получился  не совсем складный. И ни в коем случае не стоит говорить, что стих вышел плохой. Это может обидеть ребенка, понизить его самооценку и отбить все желание заниматься словотворчеством.

Рифмованное лото

Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.

Поймай рифму

Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д. И не беда, что получится не сразу. Немножко тренировки, и появятся замечательные и необычные рифмы. Кстати сказать, в подобные игры гораздо веселее играть с компанией малышей, например, на детском дне рождения или во время прогулки. А мы часто играем всей семьей в машине, выбирая слово и придумывая к нему рифмы по очереди до тех пор, пока чья-нибудь фантазия не исчерпается. В таком семейном соревновании уместно называть и не очень употребляемые слова, вроде коромысла или ухвата, а заодно и объяснить ребенку их значение. Вот только у папы не очень-то выходит рифмоплетство, и он все чаще выбирает замечательные рифмы вроде “брат-двоюродный брат”.

Есть такая игра – «Буриме» – сочинение стихотворений на заданные рифмы. Эта литературная игра появилась во Франции в XVII веке. Развлечение быстро набрало популярность. Вельможи соревновались друг с другом в остроумии. Сейчас эта игра незаслуженно подзабыта.

Правила классической игры:

- рифмы должны быть разнородными;

- их нельзя изменять;

- тема стихотворения оговаривается заранее.

Для детей, конечно, игра адаптируется под возраст и индивидуальные способности.

Дошкольнику можно предложить сочинить свои собственные стихи.

Подбирается пара рифм, затем с этими словами нужно придумать предложения. Например, берётся пара «грызёт – ползёт». Сначала ребёнок придумывает первое предложение. Обычно получается простое нераспространённое предложение типа «Щенок грызёт». Взрослый наводящими вопросами помогает дополнить предложения. Вопросы могут быть такими:

- Какое настроение у щенка?

- Что грызут обычно щенки?

- Где щенок грызёт?

Работа со вторым предложением продолжается по такому же принципу.

Может получиться что-то подобное:

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

Серая мышка тихо в домик свой ползёт.

Такие стихи собственного сочинения запомнятся ребёнку надолго.

Синквейн

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.

В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

В дидактическом  синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойстваи признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилага-тельные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Примерысинквейна:

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

  1. Снеговик.
  2. Большой, смешной.
  3. Стоит, тает, падает.
  4. Мне нравится лепить снеговика.
  5. Зима.

Для того, чтобы правильно составить синквейн, необходимо иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть анализом, обобщением, понятиями:слово-предмет (живой, неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; оформлять свою мысль в виде предложения, правильно согласовывая в нѐм слова.

Лимерик - это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812–1888).

Лимерик состоит из пяти строчек, а рифмуются они следующим образом:

Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.    

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка - Объект (Кто? Что?)

2 строчка - Сравнение или указание на свойство объекта (какой?)

3 строчка - Действие или взаимодействие с другими объектами (где?)

4 строчка - (с кем общался?)

5 строчка - Вывод  (утверждение или мораль)

Примеры лимериков

Жило-было лето

Шумное, как ракета.

По земле летало,

С бабочками играло.

Вот какое смешное лето!

Существуют ещё два варианта составления лимериков.

1) Переделывается ранее сочиненный лимерик, используя новое начало

«Если бы…, но не…»

Если бы было лето,

Но не шумное, как ракета,

По земле бы оно не летало,

С бабочками бы не играло.

Вот какое скучное лето.

2) Новые слова зачина будут следующие: «Что было бы…, если бы…»

Что было бы, если бы лето

Было не шумное, как ракета,

То по земле бы оно не летало

И с бабочками не играло.

Лучше пусть будет весёлое лето.

Темой для стихотворения может быть всё, что окружает ребенка и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные, растения, явления природы... Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление.

Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же быстро забывать собственное сочинительство, поэтому советуем  вам: отпечатайте стихи своего ребёнка, заведите альбом стихов, помогите своему маленькому поэту оставить в памяти  и  на всю жизнь  приятные минутки своего счастливого детства.

Развивайте в детях любовь к стихам! С помощью них можно намного ярче выразить свои чувства и эмоции, передать миру свои ощущения и смыслы. Такое умение обязательно пригодится и в учебе, и в жизни в целом.

Пусть вас воодушевят и поддержат слова К.И. Чуковского «В начале жизни мы все - стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Рекомендуем к использованию следующую литературу:

  1. Воронина Т.П.Игры с рифмами : стихи-сочинялки / Т.П. Воронина. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 24 с. : ил. — (Школа развития).

Книга поможет вам научить ребенка подбирать рифмы к различным словам, сочинять несложные короткие стихотворения, прибаутки, шутки. Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; формируют интонационную выразительность речи; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.

  1. И.В. СошинаИгротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия/ Издательство «ГНОМ»: 2016 г. - 16 с.

Цель игр, представленных в данном пособии, - научить детей 5-7 лет слышать рифмующиеся пары слов, подбирать другие аналогичные рифмы, сочинять с опорой на пару рифмующихся слов двустишия.

Игры способствуют: пополнению и активизации словаря детей, развитию фонематических процессов, внимания, памяти, словесно-логического мышления. Также с их помощью педагог сможет автоматизировать поставленные у детей звуки на уровне слов.

Игровой материал включает предметные картинки, названия которых рифмуются между собой и содержат свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Использованные источники информации:

  1. https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2015/12/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-uchite-rebenka
  2. https://mamaplus.md/ru/mama-i-rebenok/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-sochinyat-stishki-sovety-mamy-poeta
  3. https://happybaby39.ru/uchim-malyshej-sochinyat-stihi/#i-4
  4. https://zen.yandex.ru/media/id/5d42fce3fbe6e700ade10273/rastim-poeta-ili-kak-nauchit-doshkolnika-pisat-stihi-5ed6c5788f5e15516a59bda9
  5. https://stihi.ru/2019/12/05/3626
  6. https://doshkolnik.pro/publikacii/navyki-chteniya/zvuki/rifmy-dlya-doshkolnikov.html
  7. https://urok.1sept.ru/articles/679559
  8. https://infourok.ru/masterklass-na-temu-sinkveyn-v-rechevom-razvitii-doshkolnikov-1625786.html


Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35» Ленинградской области Кировского района поселка Приладожский

Консультация для родителей

«Слушаем, представляем…

В рифмы играем…

Стихи сочиняем!»

Подготовила воспитатель

Брязгина Н.Е.

2021г.


Некоторые стихи, которые мы сочинили вместе с детьми:

Солнце весною ярко блестит.

Ласточка с юга обратно летит.

***

Солнце светит яркое –

Будет лето жаркое!

***

Появился на ветке первый листок.

Расцвел на полянке одуванчик-цветок.

***

Опадает с ветки последний листок.

Увядает на клумбе последний цветок.

***

Снег на земле ярко блестит.

Птица в небе высоко летит.

***

Снег на дорожках пока еще лежит.

В проталинках ручей весело бежит.

***

Снегирек, снегирек - по лесу летает.

Снегирек, снегирек - ягодки собирает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; раз­вивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упраж­нять в придумывании небольших стихов; воспитывать береж­ное отношение к книгам....

Я очень люблю осень и сочиняю стихи. Вот моё стихотворение "Осенний лучик надежды"

Осенний лучик надежды Вот и осень наступила Улетели журавли Не поют нам больше птицы О нашей любви Под ногами шуршат листья Тихо шепчутся в тиши Говорят нам не спешите Помечтай и подожди Пос...

Конспект занятия по речевому развитию "Сочиним стихи для лягушки"

Занятие по речевому развитию с использованием  методов ТРИЗ-технологии...

Сочиняем стихи!

Стихи – это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последов...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

Педагогический проект для детей с ОВЗ "Учимся сочинять стихи и загадки"

В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм...