Конспект занятия «Поход в лес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поход в лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pohod.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Поход в лес»

Цель: Провести практическое занятие на природе. 

Задачи:

Образовательные:

1. Дать представление о туристическом походе.

2. Закрепить знания о животных леса и правила поведения в лесу.

Развивающие:

1. Развивать крупную моторику.

2. Развивать любознательность, мышление, память, речь.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Активизация словаря: «поход», «маршрут», «палатка».

Содержание:

В.1.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход. Поход – это путешествие, в котором человек не только отдыхает, но и активно движется, изучая окружающую его природу. Готовы вы к такому путешествию?

В.2.: Интересно, а что нам понадобится в пути? Посмотрите, вот здесь лежат рюкзаки. Для чего они нужны? (ответы детей) Рюкзак можно сравнить с сумкой, чемоданом, в него удобно складывать вещи, его удобно нести за спиной.

В.1.: У нас две команды, и два рюкзака, давайте посмотрим, как команды соберут свои рюкзаки, какие вещи они возьмут с собой.

1. Игра «Собери рюкзак»

Цель: учить детей выделять важные предметы из множества других, обосновывать свой выбор.

Воспитатель предлагает выбрать представителей от каждой команды и собрать рюкзак. После того, как дети выполнят задание, воспитатели проверяют правильность выбора вещей для похода и просят детей объяснить своё решение.

В.2: Рюкзаки собраны, пора отправляться в путь. Наш маршрут лежит в лес.

В.1.: Лес – это дом многих животных. Наша задача в походе – осуществить наблюдение за животными, узнать о них что-то новое и рассказать об этом другим детям.

В.2.: Вспомним правила поведения в лесу:

  1. Нельзя загрязнять природу
  2. Нельзя ловить лесных обитателей
  3. Нельзя шуметь
  4. Нельзя собирать неизвестные грибы и ягоды
  5. Нельзя разрушать муравейники, гнёзда, норы
  6. Нельзя вырывать растения с корнями
  7. Нельзя ломать ветки и нельзя обдирать кору
  8. Нельзя играть с огнём

Воспитатели и дети движутся по маршруту, указанному в карте. Карта содержит несколько остановок.

1 этап: «Лесные жители»

В.: Рыжий маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок.

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …….. (белка)

В.2: Дети, кто видел белку? Что вы знаете об этом животном?

В.1.: Смотрите, а над белкой сидит другой зверёк. Это куница.

Лесные куницы большую часть своей жизни проводят на деревьях, они хорошо умеют лазать по ним, а также отлично прыгают. В качестве жилищ эти животные чаще всего выбирают дупла.

Лесная куница является хищником с ночным образом жизни. Это означает, что на охоту она выходит в вечернее и ночное время, а днём спит в своём убежище. У этих животных очень хорошее зрение, слух и обоняние. Это помогает им быстро и ловко настигать добычу. Питается зверёк мышами и белками, а также небольшими птицами. Может охотиться на лягушек и насекомых. В осенний период может употреблять в пищу орехи и ягоды. Перед приходом холодов лесная куница делает запасы.

Опасность для самой лесной куницы представляют: волки, лисы. Могут угрожать им и птицы, например, филины и ястребы. Однако, благодаря своей проворности и ловкости, эти зверьки не являются для них лёгкой добычей.

В.2.:

В серой шубке, длинноух —

У него хороший слух.

Чуть услышит ветки хруст,

Тут же прячется под куст.

Вот трусишка, так трусишка!

Это что за зверь?… (Зайчишка)

Уши длинные, задние лапы намного длиннее передних. Хвостик у зайцев очень маленький. Тело покрыто шерстью. Окрас зайцев меняется от времени года. Зайцы обитают практически везде, где есть лесная зона.
Зайцы очень подвижные и активные животные. Многие зайцы прекрасные бегуны. Зайцы отлично умеют запутывать следы.

Эти животные травоядные, то есть питаются растительностью. Заяц прекрасно может справиться с прочными ветками, корой деревьев. В этом ему помогают крепкие зубы. В весенний и летний период, когда много зелёной травы, они предпочитают питаться ею. На зиму они запасов корма не делают. Норки зайцы не роют.

В.1.: Зайцы - беззащитные животные, от врага они пытаются убежать, а врагов у них в лесу много. Кто охотится на зайцев? (лиса, волк). А может и рысь.

Посмотрите на это удивительное животное, кого оно вам напоминает? (большую кошку)

Рысь имеет сильное пластичное тело, мощные лапы, что позволяет рыси совершать огромные прыжки и с легкостью забираться на деревья. Кончики ушей животного украшены кисточками, но не для красоты. Кисточки выполняют функцию локаторов, позволяющих улавливать малейшие звуки, что играет немаловажную роль при выслеживании добычи. Охотятся они, главным образом, на зайцев, но нападают и на других мелких животных, также и на птиц. В отличие от остальных кошек, рыси прекрасно плавают, не боясь воды. Пятнистая, переливающаяся окраска животных, делает их незаметными для выбранной жертвы, а также, сливаясь с окружающей средой, помогает спрятаться от охотников. Рысь никогда не нападает на человека, и только если она ранена, может представлять опасность для охотника, нанося глубокие царапины мощными когтями и пуская в ход острые зубы.

В.1.: Не будем мешать охотиться этой большой лесной кошке, проследуем дальше. Слышите, кто-то шуршит в траве. Это ёж. Что вы знаете об этом лесном жителе? (дети рассказываю о еже)

В.2.: А кто знает, что это за животное стоит около дерева? (дети отвечают) Это кабан, близкий родственник домашней свиньи. Он похож на свинью, но вид у него довольно свирепый из-за клыков и шерсти. Человеку кабана нужно опасаться и стараться обходить тропы, где он проходит.

Как и домашняя свинья, дикий кабан питается растительной пищей: жёлуди, орешки, траву, листья, фрукты и корнеплоды, а также ест личинки насекомых, лягушек и мелких грызунов. Самцы кабанов предпочитают одиночный образ жизни, а самки со своими поросятами держатся вместе. Всё стадо идёт кормиться вместе, чаще всего - рано утром или с наступлением сумерек. Клыками кабаны разрывают мягкий лесной или болотный грунт в поисках корней и корнеплодов. Особое место в жизни диких кабанов занимает ритуал принятия ванн, поэтому он сохранился даже в жизни домашней свиньи. Купаясь, кабаны избавляются от различных паразитов, а в странах с жарким климатом в воде животные спасаются от жары. Кабаны являются отличными пловцами, которые могут преодолеть значительное расстояние.

В.2.: Человеку кабана нужно опасаться и стараться обходить тропы, где он проходит. Кабан не любит, когда ему мешают искать пищу, он агрессивен, может напасть на человека, поэтому давайте быстрей проследуем дальше. Но перед нами болото. Его можно пройти, переступая по кочкам.

Игра «С кочки на кочку»

Цель: развитие координации движений.

2 этап: «Живописная поляна»

В.2.: Ребята, посмотрите, какая живописная полянка. Здесь есть и небольшой пруд, в котором живёт семья бобров. Вот и хатка бобров, но самих хозяев не видно. Кто знает, как выглядит это удивительное животное?

Внешне бобёр выглядит достаточно крупным животным. Вес его может достигать до 30 кг. Мех очень красивый, густой. Но на хвосте меха нет, вместо меха на нём можно обнаружить небольшие чешуйки. Характерная особенность состоит в том, что мех у грызуна непромокаем. В воде животное не намокает, непосредственно до кожи вода не проникает. Соответственно, животное быстро высыхает, никогда не мёрзнет, редко подвергается простудам.

Также обращает на себя внимание тот факт, что у бобров есть плавательные перегородки на пальцах. Это совершенно не удивительно, поскольку животное водоплавающее. Ещё интересно и то, что у животного своеобразный хвост: им бобёр может рулить (используется как руль для поворотов в различные стороны). Благодаря своеобразному строению конечностей, бобры могут не только хорошо плавать, но и хорошо передвигаться по поверхности земли.

Местом для жилья у бобров всегда служили реки и берега водоёмов. Здесь они селятся, строят плотины и норки. Что касается еды, то в ней бобры особо не привередливые. Они питаются растениями, которые находят на берегах возле рек. Не отказываются погрызть кору с деревьев. Лето - отличная пора сделать запасы к зиме, заготовленную кору они складывают в воде. Бобры активны только вечером и ночью, день же предпочитают проводить в своих норах. 

В.1.: Давайте подойдем поближе к водоёму и посмотрим, кто в нём ещё живёт? (рыбки, лягушки). Кто видел лягушку, что вы знаете об этом животном?

В.2.: Хорошо бы отдохнуть на этой полянке, пополнить запасы воды, половить рыбу, поиграть.

Игра «Перенеси воду»

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

В.1.: Нам пора в путь. Скоро нужно будет сделать привал, а впереди бурная река, её нужно осторожно перейти по бревну.

Игра «Переход по бревну»

Цель: развивать равновесие.

3 этап: «Привал»

 В.2.: А вот здесь мы можем отдохнуть. Дом для путешественника в лесу называется палаткой, также можно ночью использовать спальный мешок.

Дети с воспитателем рассматривают палатку и спальный мешок.

Игра «Сказки, в которых живут животные»

Цель: закрепить названия и персонажей знакомых детям сказок. 

В.1.: Пора нам выходить из леса, но будьте осторожны, в лесу есть и другие опасные животные: волки и медведи. Нужно двигаться очень осторожно, не разговаривая, друг за другом.

4 этап: «Заключительный»

Воспитатель обращается к детям шёпотом, останавливая их недалеко от находящихся на территории скульптур волка и медведя: Вы видите волка и медведя? (дети отвечают) Что нужно делать, если мы встретим этих опасных животных в лесу? (не привлекать внимания, не бежать, спрятаться). Продолжаем тихо двигаться.

В.1.: Это было замечательное путешествие, в котором нам встретились разные животные, вспомним какие.

Игры: «Кого не хватает?», «Кто лишний?» (на магнитной доске изображения животных)

Цель: осуществить рефлексию по изученному материалу, развивать внимание.

В.2.: Вы большие молодцы, ребята! С вами можно в любое время отправиться в поход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство»

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство»....

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема:"Поход в кабинет врача" 2 младшая группа

конспект  занятия по ознакомлению с окружающим (валеология) тема: "Поход в кабинет врача" 2 младшая группа...

конспект занятия по кружковой работе на тему: "Туристический поход"

Занятие построено в форме туристического похода. Дети учатся преодолевать препятствия, действовать сообща, знакомятся с жизнью леса, закрепляют на практике правила поведения в природе....

Конспект занятия по физкультуре "Мы идём в поход"

Занятие для детей подготовительной группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "В ПОХОД ЗА ЗНАНИЯМИ"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ....

Конспект занятий «Поход в зоопарк»

Цель: приобретение опыта двигательной деятельности; становление ценностей здорового образа жизни.  Задачи:- выполнение упражнений на развитие координации и гибкости;- укрепление мышечн...