речь на конкурс по теме:"Сенсорное развитие детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Бекетова Нина Николаевна

"Сенсорное развитие детей  раннего  возраста»  речь со слайдами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_opyt_raboty.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Речь для опыта работы

Слайд №1   Уважаемые члены жюри, участники ,коллеги! Хочу поделиться с Вами своим опытом работы по теме « Сенсорное развитие  детей раннего возраста посредством развивающих игр и упражнений».  В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины.

 Работу  над темой: "Сенсорное развитие детей  раннего  возраста»  я начала    со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, Слайд 2 педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Результаты моего изучения научной литературы и актуальность этой проблемы побудили меня поставить перед собой следующую цель и задачи.

Цель работы: Разработать систему сеснсорного развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и апробировать её.

Задачи.

1. На основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы дать определение «сенсорного воспитания», выявить особенности сенсорного развития детей.

2. Описать методы и приёмы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.

3. Разработать систему по сенсорному развитию детейраннего дошкольного возраста.

4. Дать рекомендации по реализации системы сенсорного развития детей раннего  дошкольного возраста в практической деятельности воспитателей ДОУ.

Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.. Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.

  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. На мой взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. Наблюдая  за совсем маленьким ребенком,  у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, я  поняла, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.

На основании анализа педагогической, психологической, методической литературы можно дать определение сенсорного развития.

Слайд 3 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п

Чтобы достичь хороших результатов, необходимо использования наиболее эффективных методов и приёмов сенсорного воспитания в детском саду. 

Выбор методов обучения является делом творческим, но он обязательно должен быть основан на знании теории обучения.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

На занятиях регулярно использую наглядные, словесные и практические методы,применяю множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.

Применяемый мною метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы. В структуры занятий я включаю психогимнастические упражнения, массаж лицевых мышц, развивающие произвольное внимание ,чувственное восприятие своего тела; упражнения направленные на развитие тонкой моторики кисти рук и общей моторики всего тела, а так же нетрадиционные технические формы изобразительного искусства (пальцеграфия, арт-терапия), расширяющие творческий потенциал детей; практические работы с раздаточным и демонстративным материалом.

Распределение материала производила от простого к сложному.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная развивающая предметно-пространственная среда Слайд4

Оформлен сенсорный центр

Центр экспериментирования

У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка в другое. Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки.

Большой интерес у детей вызывает дидактический стол по сенсорике на котором есть: СЛАЙД 5пирамидки разных размеров, пазлы, разрезные картинки и многое другое. Чередуя занятия, провожу в сенсорном центреСлайд 6 , разыграв ситуацию, дети с удовольствием выполняют упражнения на   лабиринте Слайд 7,.

Работая в группе раннего возраста я изготавливала и создавала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному развитию своими руками.

Также в своей работе активно применяла информационно-коммуникационные технологии: компьютерные презентации,  слайд интерактивные игры, познавательные видеоролики,.слайд работа на планшетах. положительную динамику в работе по развитию сенсорных эталонов даёт работа с pattern блоками слайд, активно применяю в своей работе стимульные листы по методике Гаккен (это разработки  японского психолога Акиро Таго

Учитывая специфику работы с детьми, чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал. Например – найди домик для кубика – найди домик для шарика.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Была организована консультацию для родителей на тему «сенсорное развитие детей раннего возраста», я делала выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине но и сделать своими руками, например, подбери по цвету, собери «веселые бусинки», ширмы для театров

   Работая над данной темой, я смогла убедиться  в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

 По разработанной и апробированной мною  системой занятий, блоком дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. была проведена диагностика уровня знаний детьми геометрических фигур, цвета, величины предметов.Сравнительный анализ результатов диагностирования позволяет сделать вывод, что системная работа с детьми по сенсорному развитию на занятиях и в повседневной жизни, разнообразие педагогических методов и приемом способствуют эффективному сенсорному развитию детей дошкольного возраста.Свой опыт работы я рекомендовала бы  для практического применения воспитателями дошкольных учреждений при условии соблюдения возрастных, индивидуальных, психических возможностей и способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс Игры по сенсорному развитию 19-20 уч.г.

Сморт-конкурс игр по сенсорному развитию....

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...

Занятие по развитию речи с элементами математического и сенсорного развития на тему "Волшебное число 3"

Открытое занятие по развитию речи с элементами математического и сенсорного развития в подготовительной группе детского сада....