Семинар для родителей "Детское экспериментирование в семье"
методическая разработка (старшая группа)

Филиппова Тамара Владимировна

Семинар для родителей

«Детское экспериментирование   в семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx20.58 КБ
Файл seminar_dlya_roditeley.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей

«Детское экспериментирование   в семье»

Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность; дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Задачи: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность; дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

       «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Ребенок – прирожденный исследователь.

           Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.   Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:

• эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• на формирование трудовых навыков.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат.

Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.

Уважаемые родители, при проведении экспериментов, стоит обратить внимание на некоторые элементарные правила, принципы.

Правило первое (самое главное).

  • Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя «Почему»

Правило второе:

  • Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему!  Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным.
  • Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…». 

Правило третье.

  • Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят, законы природы.

Правило четвертое

  •  Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы. 
  • И так перейдем непосредственно к опытам.

Опыт №1: «Лава-лампа из сока и аспирина»

  • Для этого нам понадобится: Соки фруктовые, подсолнечное масло, шипучие таблетки аспирина, стаканчики пластиковые.

План работы:

  • В сосуды на половину налить фруктовый сок, например, в один сок апельсиновый, в другой вишневый.
  • Долить сосуд не до конца подсолнечным маслом.
  • В оба бокала бросить таблетки аспирина.

         Наблюдать, как растворяется таблетка и что происходит с жидкостями. Некоторое время в толще воды видны маленькие капельки масла, но вскоре они снова объединяются в одно целое и поднимаются на поверхность. 

Вывод:

          Обычно дети объясняют это просто: «Масло и вода не любят друг друга, они не могут быть друзьями». Так дело и обстоит в действительности; эти вещества слишком разные, поскольку молекулы воды формой напоминают шарики, а молекулы масла продолговатые. Этот опыт показывает, как две жидкости разной плотности не смешиваются между собой даже при взбалтывании.

Опыт №2 «Извержение вулкана»

Для этого понадобится: конусы, сода, лимонная кислота, моющее средство, красная краска.

План работы:

  • В конусы помещены маленькие баночки или стаканчики. Насыпаем соду, чайную ложку средства для мытья посуды.
  • Аккуратно с помощью пипетки несколько капель красителя или йода.
  • Далее аккуратно вливаем в эту смесь лимонную кислоту или уксус. Тут же все начнется шипеть и из жерла вулкана потечет лава.

Вывод:

Когда соединяется сода с лимонной кислотой или уксусом, происходит реакция, при которой выделяется углекислый газ, заставляя массу переливаться через «кратер».

Искусственный снег

  • Ненастоящий снег из пены для бритья и соды
  • Для приготовления берется пачка пищевой соды, один баллон пены для бритья. Снежок выглядит красивее, интереснее при добавлении блесток.
  • Из снежной массы легко приготовить снеговика. Добавлять в приготовленную смесь разрешается многое, это все зависит от фантазии человека. Берется тарелка для смешивания ингредиентов. Рекомендуется взять посуду с глубоким дном или тазик. Емкость вытирается насухо без оставления влажности. При нахождении остатка воды в тазике, приготовление снежка испортится. Ненастоящий снежок подходит для лепки снеговиков, снежных фигурок.
  • Снежная масса готовится следующим образом: Обязательно берется сухой тазик для смешивания ингредиентов. Целая пачка питьевой соды высыпается в емкость. Пена для бритья добавляется к гидрокарбонату. Все компоненты перемешиваются до образования смеси. Добавляются блестки, другие элементы.
  • Лепятся снеговики, фигурки. Не рекомендуется добавлять в снежную массу острые, колючие детали, это приведет к порезам кожи. Ненастоящий снежочек из гидрокарбоната и пены для бритья выходит холодным из-за реакции компонентов. Снежок пахнет свежестью, добавляются ароматические примеси в виде сока лимона. Ненастоящий снежок из гидрокарбоната, пены содержит химические элементы, потребуется соблюдать меры предосторожности. Рекомендуется следить за играющими детьми с ненастоящим снежочком.

Еще можно провести с ребенком эксперимент:

«Подводная лодка»

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка.

Заключение

Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а главное само выражаться! Экспериментируйте! Подарите детям радость удивительных открытий!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детское экспериментирование в семье» Семинар для родителей.

Слайд 2

Цель заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность; дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Слайд 3

Задачи: 1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни. 2. Укреплять сотрудничество между родителями и детьми. 3. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом. 4. Формировать положительные эмоции.

Слайд 4

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Слайд 5

Ребенок – прирожденный исследователь. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят . Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент .

Слайд 6

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на: • эмоциональную сферу ребенка, • на развитие творческих способностей, • на формирование трудовых навыков .

Слайд 7

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: • губки, • одноразовую посуду, • соломинки, • трубочки для коктейлей, • пластиковые бутылки и др.

Слайд 8

Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя «Почему » Правило второе : Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему! Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным. Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…». Правило третье. Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят, законы природы. Правило четвертое Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы. И так перейдем непосредственно к опытам.

Слайд 9

Опыт №1: «Лава-лампа из сока и аспирина» Для этого нам понадобится: Соки фруктовые, подсолнечное масло, шипучие таблетки аспирина, стаканчики пластиковые. План работы: В сосуды на половину налить фруктовый сок, например, в один сок апельсиновый, в другой вишневый. Долить сосуд не до конца подсолнечным маслом. В оба бокала бросить таблетки аспирина.

Слайд 10

Наблюдать, как растворяется таблетка и что происходит с жидкостями. Некоторое время в толще воды видны маленькие капельки масла, но вскоре они снова объединяются в одно целое и поднимаются на поверхность.

Слайд 11

Вывод: Обычно дети объясняют это просто: «Масло и вода не любят друг друга, они не могут быть друзьями». Так дело и обстоит в действительности; эти вещества слишком разные, поскольку молекулы воды формой напоминают шарики, а молекулы масла продолговатые. Этот опыт показывает, как две жидкости разной плотности не смешиваются между собой даже при взбалтывании.

Слайд 12

Опыт №2 «Извержение вулкана» Для этого понадобится: конусы, сода, лимонная кислота, моющее средство, красная краска. План работы: В конусы помещены маленькие баночки или стаканчики. Насыпаем соду, чайную ложку средства для мытья посуды. Аккуратно с помощью пипетки несколько капель красителя или йода. Далее аккуратно вливаем в эту смесь лимонную кислоту или уксус . Тут же все начнется шипеть и из жерла вулкана потечет лава.

Слайд 13

Вывод: Когда соединяется сода с лимонной кислотой или уксусом , происходит реакция, при которой выделяется углекислый газ, заставляя массу переливаться через «кратер».

Слайд 14

Искусственный снег Ненастоящий снег из пены для бритья и соды Для приготовления берется пачка пищевой соды, один баллон пены для бритья. Снежок выглядит красивее, интереснее при добавлении блесток. Из снежной массы легко приготовить снеговика. Добавлять в приготовленную смесь разрешается многое, это все зависит от фантазии человека. Берется тарелка для смешивания ингредиентов. Рекомендуется взять посуду с глубоким дном или тазик. Емкость вытирается насухо без оставления влажности. При нахождении остатка воды в тазике, приготовление снежка испортится. Ненастоящий снежок подходит для лепки снеговиков, снежных фигурок.

Слайд 15

Снежная масса готовится следующим образом: Обязательно берется сухой тазик для смешивания ингредиентов. Целая пачка питьевой соды высыпается в емкость. Пена для бритья добавляется к гидрокарбонату. Все компоненты перемешиваются до образования смеси. Добавляются блестки, другие элементы.

Слайд 16

Лепятся снеговики, фигурки. Не рекомендуется добавлять в снежную массу острые, колючие детали, это приведет к порезам кожи. Ненастоящий снежочек из гидрокарбоната и пены для бритья выходит холодным из-за реакции компонентов. Снежок пахнет свежестью, добавляются ароматические примеси в виде сока лимона. Ненастоящий снежок из гидрокарбоната, пены содержит химические элементы, потребуется соблюдать меры предосторожности. Рекомендуется следить за играющими детьми с ненастоящим снежочком.

Слайд 17

«Подводная лодка» Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется» . По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка.

Слайд 18

Заключение. Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать а главное самовыражаться ! Экспериментируйте! Подарите детям радость удивительных открытий!