«Использование технологии проблемного обучения во 2- ой младшей группе».
консультация (младшая группа)

Очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения и находить новые пути исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta-ispolzovanie_tekhnologii_probl.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии проблемного обучения во 2- ой младшей группе».

  Как известно, в младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и самостоятельно справиться с проблемами. Дети привыкают просить помощи и подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения и находить новые пути исследования. Нужно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Использование технологии проблемного обучения во 2 –ой младшей группе позволяет решать следующие задачи:

- расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

-  продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

-  учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

-  учить детей слушать друг друга;

-  развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию с помощью взрослого;

- формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Как показала практика, из 4-ех уровней проблемного обучения, во второй младшей группе актуальны только первые два: это уровень несамостоятельной активности, (когда идет восприятие детьми объяснения воспитателя и усвоение образца умственного действия  в условиях проблемной ситуации) и уровень  полусамостоятельной  активности, (когда идет применение детьми прежних знаний в новой ситуации  и их участие в поиске способа решения поставленной проблемы).

Дети 3-4 лет еще не умеют видеть проблемы и ставить их самостоятельно. Поэтому ведущая роль в моделировании ситуаций принадлежит педагогу. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении ее детьми. Только к концу учебного года можно пробовать использовать 2-ой уровень проблемного обучения, когда воспитатель ставит проблему, а дети самостоятельно, или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения, т. е использует частично –   поисковый метод.

При моделировании проблемных ситуаций не нужно забывать об их соответствии возрасту детей. Они должны содержать посильное познавательное затруднение, а формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

Проблемные ситуации нужно подбирать таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой или временем года. Например: «Как полить цветы без лейки», или «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки»,  и др. Интересны детям ситуации из знакомых сказок. Например: «Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?», а также из любимых детских стихотворений, например А. Барто: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?».

В младшем дошкольном возрасте является обязательным проведение предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления,  закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу можно включать чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и др.

Так, например, перед решением проблемной ситуации - «Будем рисовать красками, а кисточек нет», нужно провести предварительную работу – рисование разными нетрадиционными способами.

Использование технологии проблемного обучения во 2 младшей группе имеет ряд сложностей. Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, плохо развита речь, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процесс решения задачи, в практическую деятельность. Это может быть имитация движений, передача эмоционального состояния  героев и др.  Определив вместе с детьми решение проблемы, каждому ребенку можно предложить поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, нарисовать иголки для ежика, «спрятать» зайку под листком. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решить проблему!»). Свои рисунки дети могут показать вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому или иному персонажу.

Наряду со сложностями, использование технологии проблемного обучения имеет и ряд преимуществ. В результате работы по решению творческих задач дети  становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они учатся видеть проблемные ситуации, формулировать противоречия, находить  разные варианты решений. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. Одним словом, дети учатся думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии проблемного обучения во второй младшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии проблемного обучения во второй младшей группе  Тема:«Путешествие по сказкам»...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...

Конспект НОД по лепке во второй младшей группе на тему «Пряники для зайчика» с использованием технологии проблемного обучения

Цели: продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина. Задачи: Образовательные: - познакомить воспитанников со стихотворением А. Барто из цикла «Игрушки»; - продолжить учить согласовывать слов...

«Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками»

Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и а...

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовитель...