мастер класс метод ТРИЗ "Системный оператор"
методическая разработка

Ерюшева Елизавета Александровна

Тема моего мастер-класса «Применение метода ТРИЗ — системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всё, что нас окружает, окружало в прошлом и будет окружать в будущем крутится вокруг такого понятия, как время.

Слайд 2. Звучит мелодия из былины, на экране появляется богатырь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец…

Слайд 3. Звучит стих о войне. На экране появляется современный воин – солдат, звучит тихая музыка.

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжёл.

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл.

На экране российский солдат в современной экипировке.

Время многое изменило: изменилось обмундирование, оружие, характер солдата. Это своего рода ось времени. И она нашла свое отражение в одной из технологий ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, теории Генриха Альтшуллера.

Слайд 4 Тема моего мастер-класса «Применение метода ТРИЗ — системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми». В прошлый раз, я очень подробно рассказывала о методе «Системный оператор». Поэтому долго останавливаться на его теории не буду. Напомню лишь, что работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек – девятиэкранка.

     Девятиэкранка доступна  в большей мере детям старшего дошкольного возраста.

Слайд 5, 6, 7, 8 Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка. Этот метод расширяет информационное поле, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

Уважаемые педагоги, а теперь давайте немного поиграем. И  я предлагаю вам на время стать биологами.

Биолог — это человек, который изучает растительный и животный мир, микроорганизмы. Биологи занимаются растительным, животным миром и микроорганизмами.

У меня под колпаком находится некий предмет, который мы и будем сегодня рассматривать. А вот что здесь, попробуйте отгадать.

Вы мне будете задавать  наводящие вопросы, а я буду отвечать на них только ДА или НЕТ. Если я вам ответила ДА, то вы мне задаете следующий наводящий вопрос, а если вы получаете ответ НЕТ, то   на мой вопрос отвечает  следующий. Готовы?

Итак, первый вопрос.

 Слайд  9. Расцветает он весной —
Самой радостной порой.
Не найти в цветке изъян,
Так прекрасен наш тюльпан.

 Слайд 10 Перед Вами на столах карточки. Предлагаю совместно их заполнить в девятиэкранке. А поможет нам стихотворение рифмовка «Что-то».

Если мы рассмотрим что то? Что-то это что?

Это что-то для чего то? Правильно тюльпан. Для чего нужен тюльпан? Найдите среди этих картин картинку с изображением тюльпана. Его мы поместим в центре экрана это система в настоящем, а вы можете записать его в ваших карточках под цифрой 1.

Дальше продолжим стихотворение. Это что-то из чего – то? Из каких частей состоит тюльпан? Что мы видим? Лист, стебель, цветок. Правильно. Бутон нераскрывшегося цветка напоминает изящную коробочку. Когда венчик раскроется, заиграют, затрепещут легкостью его воздушные лепестки. Тюльпан настолько свеж и сочен, что скрипит и похрустывает в руках. Его стебель имеет сочный травянистый вид. Найдите среди этих картин нужную картинку и поместим ее в подсистему в настоящем 2. Можете указать в карточках в подсистеме в настоящем части тюльпана.

Продолжаем дальше по стихотворению. Это что-то часть чего то? Где можно встретить тюльпан? Среда обитания. Найдите среди этих картин нужную картинку и поместим ее в надсистему в настоящем. Можете указать в карточках в надсистеме в настоящем 3 среду обитания.

Дальше продолжим стихотворение. Чем-то было это что-то? Чем в прошлом был тюльпан? Правильно луковица. Луковица питает тюльпан под землей и позволяет цветку жить несколько лет, расцветать несколько сезонов подряд. Перед вами лежат луковицы тюльпана, можете их внимательно рассмотреть, потрогать. Вот из такой с виду неприметной луковицы, появляется прекрасный цветок. Найдите среди этих картин нужную картинку и поместим ее в прошлое системы 4. Можете указать в карточках. Ответьте на вопрос? А какие еще части есть у луковицы? (корешки и росток). Найдите среди этих картин нужную картинку и поместим ее в прошлое подсистемы 5. Можете указать в карточках прошлое подсистемы.

Есть корешки и росток, а сможет ли появиться тюльпан, только благодаря корешкам и ростку? Нужна питательная среда (земля, грядки). Луковицы посажены, они политы. Выберите нужную картинку и поместим ее в надсистему в прошлом 6, укажите в своих карточках.

 Выберите нужную картинку и поместим ее в надсистему в прошлом 6, укажите в своих карточках.

Дальше в стихотворении звучит так.Чем-то будет это что-то? Что произойдет с тюльпаном в будущем? Букет. Выберите нужную картинку и поместим ее в систему в будущем 7, укажите в своих карточках.

Тюльпаны все очень красивые, все они разные, отличаются цветом, сортом. Официально в ботанике выделяют 25 тысяч видов сортов. Таким образом, мы перешли к подсистеме тюльпана в будущем 8. Чтобы открыть экран, выберите нужную картинку подсистемы в будущем. Объясните свой выбор. Укажите в своих карточках.

На эти цветы смотрят художники, поэты, писатели. Значит, где еще мы смогли бы встретить тюльпаны, кроме земли и грядки? Таким образом, мы с вами заполняем последнюю часть волшебного экрана надсистему в будущем 9.

А заканчивается наше стихотворение рифмовка такими словами

Что-то ты сейчас возьми на экранах рассмотри.

Слайд 11. Итак, что мы знаем о тюльпане?  Можете зачитать, что у вас получилось в ваших карточках.

Перед Вами на столах лежат вот такие красивые тюльпаны, но им не хватает красок, раскрасьте их как вы пожелаете. Слайд 12. Раскрашивают включается видеофон.

Если вас не заинтересовал мастер - класс и вы не будете использовать данный метод в своей работе, то поместите на «трехэкранке» ваш тюльпан  в прошлое объекта. Было интересно, но в работе этот метод вам не пригодится - поместите карточку в настоящее объекта. Все понравилось и будете использовать «системный оператор» – в будущее объекта.

Слайд 13. Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне  тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться изза того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный  бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение.  Я желаю Вам счастья, добра и эти маленькие луковицы я дарю вам, пусть из них вырастут прекрасные тюльпаны.

И Вам уважаемое жюри дарю этот прекрасный букет тюльпанов,.

Спасибо! До новых встреч!

Надсистема в прошлом

Среда обитания

6

Надсистема в настоящем

Среда обитания

3

Надсистема в будущем

Среда обитания

9

Система в прошлом

Кем был?

4

Система в настоящем

Кто (что) это?

Что делает?

1

Система в будущем

Кем будет?

7

Подситема в прошлом

Части

5

Подсистема в настоящем

Какой? Из чего состоит?

2

Подсистема в будущем

Части

8

Прошлое

настоящее

будущее

Надсистема

6. Грядки, где всегда росли тюльпаны.

3. Клумбы, газоны с разными по цвету и форме тюльпанами

9.Произведения живописи или другие работы с этими цветами.

Система

4. Луковица тюльпана.

1. Тюльпан

7. Букет тюльпанов, луковицы для посадки на следующий год.

Подсистема

5. Корешки и росток у луковицы

2. Из чего состоит цветок, какой он по цвету, форме, запаху.

8. Чем тюльпаны отличаются друг от друга.

Заполнили. Зачитайте, что  вас получилось. Вызываю 2х желающих, они зачитывают.

Перед Вами лежит конверт с картинками, откройте его, посоветуйтесь друг с другом как вы расположите карточки на нашем волшебном экране. Мне нужно 2 е желающих, кто разместит, эти картинки на нашем волшебном экране.

Перед Вами на столах лежат вот такие красивые тюльпаны, но им не хватает красок, раскрасьте их как вы пожелаете. Раскрашивают включается видеофон.

Если вас не заинтересовал мастер - класс и вы не будете использовать данный метод в своей работе, то поместите на «трехэкранке» ваш тюльпан  в прошлое объекта. Было интересно, но в работе этот метод вам не пригодится - поместите карточку в настоящее объекта. Все понравилось и будете использовать «системный оператор» – в будущее объекта.

Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне  тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный  бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему — тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение.  Я желаю Вам счастья, добра и эти маленькие луковицы я дарю вам, пусть из них вырастут прекрасные тюльпаны.

И Вам уважаемое жюри дарю этот прекрасный букет тюльпанов,.

Спасибо! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»

Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...

Мастер-класс: «Метод кинезиологии в работе с детьми с речевыми нарушениями»

В специальной литературе отмечается, что у детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики.  В связи с этим авторы подчёркивают необходимость специальной работы ...

Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".

При работе с загадками у детей развивается: мышление,   речь,  внимание,  память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире....

Мастер – класс «Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»

  Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как...

Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников

Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников...

Мастер-класс «Использование системного оператора в работе с дошкольниками»

Мастер-класс «Использование системного оператора в работе с дошкольниками»...