"Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Аксенова Анжелика Сергеевна

Процесс формирования предпосылок  к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях под грамотным руководством воспитателей процесс формирования предпосылок учебной деятельности будет проходить наиболее результативно. В данной работе рассмотренно и широко раскрыто шесть педагогических условий, с учетом которых воспитатели смогут более эффективно строить образовательно-воспитательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Процесс формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях  под грамотным руководством воспитателей процесс формирования предпосылок  учебной деятельности будет проходить наиболее результативно.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности рассматриваются - это результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов и форм обучения для достижения тех или иных психолого-педагогических целей.

Руководствуясь своим практическим опытом   и накопленным опытом известных педагогов,  можно выделить  ряд необходимых педагогических условий, способствующих формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

Первое условие- создание эмоционально-положительной атмосферы, содействующей достижению успеха в разных видах деятельности.

Действительно, принятие или непринятие позиции школьника, учебной деятельности, умение налаживать межличностные контакты со сверстниками и воспитателями напрямую зависят от эмоционального отношения ребенка к школе и субъектам образовательного процесса.

Рекомендации для создания и поддержания мотивации учения у детей:

  • воспитателям и родителям необходимо  демонстрировать свое положительное отношение к школе;
  • вызывать у детей положительные эмоции, обусловленные деловыми взаимоотношениями дошкольников с воспитателями и другими воспитанниками, отсутствием конфликтов между ними, активным участием в жизни коллектива и детского сада в целом;
  • помочь почувствовать позитивные эмоции от осознания своих возможностей в достижении успехов в учебной и других видах деятельности, уверенность в преодолении трудностей, в решении сложных задач;
  • каждый воспитанник должен испытать на себе эмоции любознательности при «столкновении» с новым учебным материалом; эмоции удовлетворения при овладении приемами самостоятельной познавательной деятельности, самообразования.

Указанные особенности эмоционального климата в совокупности способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, наличие которой необходимо для успешной познавательной деятельности и безболезненного вхождения детей в школьную среду. Похвала ребенка за успехи, поощрение его активности, инициативы создадут положительный образ школы, будут способствовать появлению желания учиться и проявлять себя в различных видах деятельности.

Однако, постоянная, неадекватная и неуместная похвала или одобрение могут привести к застою в учебной работе у ребенка, поэтому следует обращать внимание на ошибки детей, так как неудовлетворенность — источник поиска новых способов работы, самовоспитания и самосовершенствования.

Второе условие — в группе должна быть организованна  предметно-развивающая среда, позволяющая формировать представления о школе, заинтересованное отношение к учению.

Роль развивающей среды в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения отмечалась в работах С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др. Согласно С.Л. Новоселовой, «Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Обобщая психолого-педагогические исследования, раскрывающие основы организации развивающей среды, Н.А. Виноградова характеризует развивающую предметную среду как «условие жизнедеятельности ребенка, формирования его отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта». Наполнение предметно-развивающей среды (игрушки, дидактические пособия, особенности их расположения и функциональные возможности) обусловливает содержание детской деятельности.

Оформление предметно-развивающей среды зависит от творческого потенциала воспитателя, главное, чтобы объекты, входящие в ее состав, были направлены на формирование мотивов к школьному обучению. Так, например, для развития любознательности, учебной и познавательной активности ребенка можно использовать:

  • папки с фотографиями и иллюстрациями о школе; альбомы с поговорками и пословицами о книгах, учении;
  • стенд с художественной литературой на школьную тематику;
  • учебные средства и наглядные пособия (азбука, букварь, глобус, магнитная доска, линейки, треугольники, микроскоп, лупа и др.).

Создание предметно-развивающей среды может осуществляться совместно с детьми и их родителями. При этом важно, чтобы ребенок был увлечен деятельностью, знакомился с атрибутами школьной среды и обогащал свой жизненный опыт.

Так же важно обеспечить детям свободу в поисковых, исследовательских действиях.  И не только в экспериментировании, опытах, организованных взрослыми, а во всей жизни ребенка в период проживания дошкольного детства. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой рассматривается в качестве значимого механизма развития ребенка дошкольного возраста и как вид детской активности.

Тем не менее, подход к развитию детей у многих педагогов часто несколько иной: они пытаются заменить активное детское восприятие мира и в целом активность детей своей активностью. Педагоги торопятся с подсказками, неграмотной педагогической поддержкой, помощью, вместо того, чтобы предоставить ребенку дополнительное время на обдумывание, практические пробы, высказывания. Педагогу же необходимо, опираясь на индивидуальные особенности детей, использовать приемы, которые помогут предварить (предусмотреть) возможность каждому ребенку самому осуществить проблемные, исследовательские действия (осознать проблему, выразить в речи предположение (как?), раскрыть последовательность выполнения, догадаться, как зафиксировать процесс, предположительный результат, высказаться по поводу нового (узнанного, открытого) и еще неразгаданного.

Среди приемов, стимулирующих исследовательские проявления ребенка, особое значение имеет объемное моделирование (из разных материалов: бумаги, картона, конструкторов, комплектов развивающих игр и др.). Деятельность моделирования будет способствовать стимулированию исследовательской активности ребенка, если будет обеспечено:

  • Предоставление ребенку свободы в выборе материала и экспериментировании с ним;
  • обеспечение ребенку возможности реализовывать и проверять свои намерения, высказываться по поводу своего замысла и способов выполнения;
  • создание ситуации, в которой ребенок смог бы оценить реализуемость своего замысла;
  • необходимость выслушивать и учитывать мнение сверстников, взрослого;
  • проговаривание ребенком своих действий, их последовательности (расположения в пространстве форм, конструкций, преобразования их и т.п.).

Третье условие - педагог должен использовать в своей работе формы,  методы и приёмы, способствующие развитию познавательной активности и формированию внутренней позиции школьника.

Сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью жизни дошкольника. В старшем дошкольном возрасте дети уже умеют распределять и комплексно отображать социальные роли, выстраивать сюжетные линии, именно поэтому необходимо включать в деятельность ребенка игры со школьными сюжетами.

Еще одной формой организации, способствующей созданию мотивации детей к обучению в школе и формированию внутренней позиции школьника, являются организованные экскурсии старших дошкольников в образовательное учреждение. Здесь дети могут непосредственно познакомиться с атрибутами школьной среды и спецификой урока, режимом жизни учащихся и правилами поведения в школе. Например, экскурсия старших дошкольников в класс позволит детям понять, что такое класс как учебное помещение, познакомиться с правилами поведения в нем, а также вызовет интерес и эмоционально-положительное отношение к учителю и его труду. Экскурсия в школьную библиотеку познакомит дошкольников с профессией библиотекаря, будет способствовать появлению интереса к книгам и бережного отношения к ним, позволит углубить интерес к учению.

Метод беседы можно сочетать с чтением художественной литературы на школьную тематику, которая подбирается так, чтобы содержание освещало различные стороны школьной жизни: радость детей от пребывания на уроках, от общения со сверстниками и учителем; содержание учебного процесса и важность получаемых на уроках знаний. Прекрасным примером подобных произведений являются коррекционные сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа». Следует отметить, что во время беседы по произведению педагогу необходимо делать акцент на составляющих школьной среды, подчеркивать привлекательные стороны школьной жизни.

Достаточно интересным, является приём рассматривания. Так, в индивидуальной и групповой работе с детьми воспитатель может использовать альбомы с фотографиями или иллюстрациями на школьную тематику. Подобный альбом, например, входит в учебно-методический комплект к программе «Радуга». Пособие Т.И. Гризик «Готовлюсь к школе» дает возможность формировать у детей представления о школьных помещениях и их назначении, о правилах поведения в школе и основах личной безопасности в новых условиях. Представленные в пособии наглядность и игровые задания нацелены на формирование нового социального статуса старшего дошкольника и внутренней позиции школьника.

Четвертое условие — педагог должен способствовать созданию единого воспитательно-образовательного пространства в рамках семьи и детского сада, которое будет обеспечивать формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни.

Интерес к знаниям, осознание значимости учения, желание познавать новое, стремление к успеху — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Именно поэтому необходимо, чтобы родители помогли детям осознать источники и жизненную необходимость познания, ценность результатов учения. Для этого педагоги совместно с родителями воспитанников могут организовать различные проекты по оформлению выставок фотографий с их школьной скамьи, детских рисунков, созданию стенгазеты, театрализованных и музыкальных спектаклей о школе.

Родителям будущих первоклассников могут быть также рекомендованы при подготовке ребенка к школьной жизни: предварительная встреча и знакомство с учителем; рассказы о своих любимых учителях, одноклассниках, школьных годах; рассматривание школьных фотографий из семейного альбома и грамот; совместный просмотр мультфильмов и телепередач на школьную тематику с последующим обсуждением; семейное чтение художественной литературы; организация книжного уголка или детской библиотеки; обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы; знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги и учения; совместные с ребенком игры в «Школу».

Пятое условие — необходимо систематически проводить комплексы здоровье сберегающих  мероприятий для  гармоничного роста и развития детей, включающих:

• соблюдение режимных моментов, таких как образовательная деятельность (в соответствии с нормативами по длительности и количеству видов), прогулка, дневной и ночной сон. Особенно важно соблюдение режима дня в выходные дни. И здесь на первый план снова выходит работа с родителями: объяснение значимости режима дня и его составляющих, необходимости дневного сна, обеспечения  достаточного по длительности ночного сна, движений и физических упражнений для полноценного развития ребенка;

  • создание благоприятного психоэмоционального микроклимата в детском саду, дозирование образовательной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, доброжелательное отношение воспитателя к детям, создание позитивных отношений со сверстниками; в семье — внимание родителей к ребенку, эмоциональный контакт с ним, регулярное общение, понимание проблем ребенка и их решение сообща, совместное чтение и обсуждение книг, совместная полезная деятельность в доме и др.;
  • своевременную диагностику состояния здоровья детей и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий перед поступлением в школу, так как наличие функциональных отклонений в состоянии здоровья, хронических заболеваний может осложнить течение адаптации к учебной деятельности и освоение учебного материала.

Шестое условие — создание педагогических ситуаций (учебных, игровых, коммуникативных и др.), в которых каждый ребенок:

  • может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;
  • будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели и личностного (мотивационного) компонента деятельности;
  • получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
  • научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

            Итак, процесс формирования предпосылок  учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста  будет проходить эффективно, если воспитатели будут строить образовательно-воспитательный процесс с учетом следующих педагогических условий:

- создание эмоционально-положительной атмосферы, содействующей достижению успеха в разных видах детской деятельности;

- организация предметно-развивающей среды, позволяющей формировать представления о школе, заинтересованное отношение к учению;

- использование форм, методов и приёмов, способствующих развитию познавательной активности и формированию внутренней позиции школьника;

- создание единого воспитательно-образовательного пространства в рамках семьи и детского сада, которое обеспечит формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни;

-  проведение комплекса здоровье сберегающих  мероприятий для  гармоничного роста и развития детей;

-создание педагогических ситуаций (учебных, игровых, коммуникативных и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

Развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются такие элементы учебной деятельности:- умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;- самоконтроль,...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Учеными доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у выпускников детского сада во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе и особенности ...