Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»
презентация к уроку (средняя группа)

Актуальность темы:

    Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира» Воспитатель : Абдуразакова Д.М.

Слайд 2

« Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е . Тимирязев

Слайд 3

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Задачи : изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей; поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность; сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Слайд 4

Актуальность темы: Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

Слайд 5

Значение экспериментирования: развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности , умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность; дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания ; обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы , так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развивает речь (необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы ); способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Слайд 6

Чего ожидать в процессе? Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности; Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах; Обогатить развивающую пространственную среду в группе

Слайд 7

« Расскажи – я забуду, Покажи – я запомню, Дай попробовать – я пойму .» ( китайская пословица) Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания

Слайд 8

С чего начать? Анализ Основной образовательной программы дошкольного образования в детском саду. Изучение требований в ФГОС ДО к развивающей пространственной среде. Изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности. Составление плана работы по опытно-экспериментальной деятельности с постепенным усложнением познавательных задач: Подготовка картотеки опытов. Подбор игр по экспериментированию. Создание развивающей пространственной среды в группе .

Слайд 9

занятия ; беседы ; знаково-изобразительные средства; экспериментирование , исследовательская деятельность; дидактические и развивающие игры, упражнения; развив . игры; конструирование ; рассматривание ; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки; создание коллекций; проектная деятельность, проблемные ситуации. Формы работы по экспериментальной деятельности

Слайд 10

Выбор объекта исследования. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. Прогнозирование результата. Алгоритм организации детского экспериментирования .

Слайд 11

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы - происходит накопление фонда умственных приемов и операций , которые рассматриваются как умственные умения; Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

Слайд 12

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Стимулирует развитие речи. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания . Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения . Идет обогащение памяти ребенка , активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения , классификации, обобщения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 13

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование Чтение художественной литературы Развитие речи Художественное творчество П ознание Физическое воспитание Формирование элементарных математических представлений Труд Укрепление здоровья

Слайд 14

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. . Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 15

Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами, рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) Набор объемных геометрических тел и плоскостных геометрических форм Сортировочный ящик с прорезями Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками ) Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги) Разноцветная юла (волчок) Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, маракасы, тамбурины и Набор для экспериментирования с водой: универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпаки, сачки Набор для экспериментирования с песком: универсальный стол с емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, ёмкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Слайд 16

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.; - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; - коллекция минералов СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Слайд 17

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений нужно рекомендовать родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Консультации на тему: «Малыши познают мир вокруг себя», «Детское экспериментирование дома». Изготовление папок - передвижек «Экспериментируйте с детьми дома». П резентации «Детское экспериментирование – путь к познанию мира».

Слайд 18

Исходя из всего сказанного можно сделать вывод, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Подводя итог, хочется сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, вы сможете развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыть перед детьми удивительный мир экспериментирования. Вывод

Слайд 19

« С амое главное открытие то, которое ребёнок делает сам» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Презентация "Широкая масленица"

Презентация «Широкая Масленица»Цель: познакомить детей с традиционными русскими праздниками.Задачи:1. Расширить и углубить знания детей о  празднике «Масленица», развивать...

Презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме "Домашние птицы" в средней группе детского сада.

Эта презентация поможет познакомить воспитанников средней группы с домашними птицами....

Презентация «Детское экспериментирование как метод познания мира. Опыты на тему «Вкус и запах»

Презентация  «Детское экспериментирование  как метод познания мира. Опыты на тему «Вкус и запах». Представлен материал из опыта работы  с детьми дошкольного возраста....

Презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме "Живая и неживая природа" в старшей группе детского сада.

Эта презентация поможет педагогу дать детям понятие о живой и неживой природе, ее роли в жизни человека....

Презентация к проекту по окружающему миру "В мире посуды"

Презентация к проекту "В мире посуды"...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Реализация проекта " Детское эксперементирование- путь познания окружающего мира"...