Презентация "Нетрадиционные МЕТОДЫ работы с детьми ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя»Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман Нетрадиционный метод обучения – сотрудничество педагога и обучающегося, результатом которого является передача знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием программы, через использование необычных приемов и форм.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: с нарушением слуха; с нарушением зрения; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с нарушением интеллекта; а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Смысл деятельности педагога в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы создать каждому дошкольнику и ученику ситуацию успеха . В основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – педагогов, учителей, родителей.
Цель работы педагога с особыми детьми – это создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка и его ранней специализации. Задачи работы – сокращение социальной изоляции ребенка и приобщение его к различным видам продуктивной и творческой деятельности.
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА: Максимально раньше выявить нарушение в развитии ребенка и оказать комплексную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку и его семье. Максимально сократить разрыв между началом образования и моментом определения первичного нарушения развития. Считать ребенка не объектом воздействия взрослого, а субъектом совместной деятельности. Иметь специализированные стандарты образования. Использовать специфические методы, приемы и средства обучения. Обеспечивать особую организацию образовательной среды, дифференциацию и индивидуализацию. Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ, РАБОТАЮЩЕМУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку. Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы). Быть способным к внутреннему диалогу Быть способным видеть и слышать себя со стороны. Обладать профессиональной компетенцией. Уметь ясно излагать свои мысли. Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и когда говоришь. Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника. Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями». Уметь импровизировать на ходу. Уметь повторять главные мысли. Уметь громко и выразительно говорить.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Нетрадиционный метод обучения – сотрудничество педагога и обучающегося, результатом которого является передача знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием программы, через использование необычных приемов и форм.
ПРАВИЛА, КОТОРЫМ ПОДЧИНЯЮТСЯ АБСОЛЮТНО ВСЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: независимо от вида занятий они должны нравиться обучающемуся, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться; обязательна регулярность посещений и дисциплина; всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий; абсолютно все, что используется на «занятия» должно быть максимально безопасным.
ВАЖНО!! ! Применение данных методов нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными! Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность педагогического и коррекционного воздействия.
ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДОВ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ: возрастные особенности детей; физиологические особенности детей; особенности сенсорной сферы; особенности речи; психодинамические особенности; социальные особенности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
БЛАГОДАРЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У ДЕТЕЙ ПРОИСХОДИТ: улучшение памяти, внимания, мышления повышение способности к произвольному контролю повышается работоспособность, уверенность в себе, самостоятельность стимулируются двигательные функции снижает утомляемость, усталость, апатия улучшаются пространственные представления развивается дыхательный и артикуляционный аппарат стимулируется речевая функция улучшается соматическое состояние
1 . ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ Динамические паузы. Подвижные и спортивные игры. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Мультимедийная гимнастика для глаз. Игровая оздоровительная гимнастика.
2. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Утренняя гимнастика. Серия занятий о здоровье. Самомассаж. Активный отдых .
3. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Игротерапия . Цветотерапия . Сказкотерапия. Изотерапия . Звукотерапия.
ИГРОТЕРАПИЯ Функции игротерапии : Развлекательная. Коммуникативная. Самореализация в обществе. Игротерапевтическая . Диагностическая. Социальная.
ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАНИЯМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОТЕРАПИИ ВЫСТУПАЮТ нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности « Я-концепции »; низкая степень самопринятия ; сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста; высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру; эмоциональная лабильность и неустойчивость; созданию близких отношений между участниками группы; уменьшению напряжённости, тревог, страх перед окружающими;
АКТУАЛЬНОСТЬ ИГРОТЕРАПИИ: повышает самооценку; позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий как помощь для снижения агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей; при терапии детей, подвергающихся насилию или заброшенных; снижению страхов; для снятия стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении;
для повышения успеваемости детей с затруднениями в обучении; при отставании в речевом развитии; для интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; для лечении заикания; для облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); при снижении тревоги при расставании с близкими; как средство улучшения «Я-концепции». АКТУАЛЬНОСТЬ ИГРОТЕРАПИИ:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТА, ВЕДУЩЕГО ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Создание атмосферы принятия ребенка. 2. Эмоциональное сопереживание ребенку. 3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме. 4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
СКАЗКОТЕРАПИЯ (БИБЛИОТЕРАПИЯ) Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения.
ЦЕЛИ СКАЗКОТЕРАПИИ: снятие эмоционального напряжения; создание игровой доверительной атмосферы в группе; установление межличностных контактов между детьми; формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям; развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок; развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах; развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
ИЗОТЕРАПИЯ Цели изотерапии : Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит. Развитие самоконтроля и рефлексии. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная художественная деятельность помогает в развитии эмпатии. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа, он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции. Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие у детей чувственно-двигательной координации. Привитие навыка следовать инструкции взрослого .
ЦВЕТОТЕРАПИЯ Цель цветотерапии: формирование у детей посредством цветотерапии познавательной, речевой и коммуникативной деятельности на занятиях и в свободной деятельности.
ЗАДАЧИ ЦВЕТОТЕРАПИИ Определить методы и приемы воздействия цветотерапии на речевое развитие. Использовать методы и приемы цветотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР. Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ОНР используя новинки метода цветотерапии. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие, наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышают тонус. Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных областях, в том числе и образовании, коррекционной педагогике.
ЗВУКОТЕРАПИЯ . Звукотерапия - это методика гармонизации и оздоровления человека посредством слышимых вибраций, которые мы называем звуком. Цель звукотерапии – добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
Материал содержит подробную информацию об использовании нетрадиционной техники работы с бумагой-квиллинг при организации творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для пр...

Опыт работы "Ознакомление и закрепление ПДД с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста через проведение совместных праздников"
В статье представлен опыт работы МБДОУ "Детский сад № 1" г. Сосновый Бор Ленинградской области совместного проведения праздников по ПДД с учащимися школы....
Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Дед Мороз и его братья - зимние волшебники"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей целостной картины мира. Дед Мороз в России. Резиденция Деда Мороза, Снегурочки и главного Снеговика России в Архангельске. П...

Дифференциация С-Ш - занятие с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
сценарий пед.мероприятия...

Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...

Картотека подвижных игр с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
laquo;Слушай хлопки»Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.Ход игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.Когда ведущий хлопнет...
Мастер-класс «Элементы 3D моделирования в технике «Агамограф» с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
Цель мастер-класса: знакомство педагогов дошкольного и начального школьного образования с элементами 3d-моделирования в технике «Агамограф», развитие творческого потенциала педагогов, повы...
