Театрализованная деятельность в детском саду
консультация

Бусыгина Светлана Николаевна

Целью занятий по театрализованной деятельности является формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в детском саду

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Театрализованная игра на занятиях. 

Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы- зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь все живое, и т. д.

Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому исследователи считают недопустимым стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых. 

Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием Методические рекомендации 17 сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры- рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.

Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это могут быть рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре. Дети могут увлечься какими- либо опытами, производимыми на занятии, действиями механизмов и т. д.

В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по- своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх- занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.

На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из- за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:

– практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка;

– в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей;

– детям отводят время и место для самодеятельных игр;

– создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;

– воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;

– создается взросло-детская общность (педагоги – дети – родители), которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.

Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников:

2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. –

М.: ВАКО, 2011. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...