доклад на тему "Гендерное воспитание дошкольников"
материал (старшая группа)

Аминова Ирина Михайловна

Необходима систематизация знаний педагогов по дифференцированному обучению и воспитанию детей по половому признаку, развитие творческих способностей педагогов в составлении моделей обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


филиал МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда»

детский сад комбинированного вида №523

Доклад на тему:

 «Учёт гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста»

   

Подготовила: воспитатель
Аминова И.М.

Екатеринбург 2016


Цель: систематизация знаний педагогов по дифференцированному обучению и воспитанию детей по половому признаку, развитие творческих способностей педагогов в составлении моделей обучения.

► В современном обществе  -  семье, детских садах и начальных классах школ – остро стал вопрос о половом  воспитании детей, то есть воспитании с учётом пола ребёнка (мальчика или девочки).

►В семьях часто можно слышать расхожие фразы: «Ты, девочка, будь аккуратной», «Ты, мальчик, а плачешь». На этом и заканчивается воспитание с учётом пола детей. В детских садах и школах нередко звучит распространённое обращение: «Дети». Часто внешне девочки и мальчики  не различаются ни костюмом, ни причёской, ни поведением.

►Стали редкостью, к сожалению, мягкие, нежные девочки, и возник новый тип мальчиков – неповоротливые, трусоватые, плаксивые. В данном случае мы имеем не счастливые исключения, а типичные явления вокруг нас.

        Такое полонеадекватное поведение ведёт к разрушению семей в будущем. Девочки, девушки, женщины – огрубевшие, сильные, порой не умеющие быть хозяйкой, создавать уют – с одной стороны, а с другой – мальчики, юноши, мужчины – неуверенные, слабые, не способные постоять за свою семью.

►А на самом деле, с момента рождения ребёнка начинается его воспитание. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному с ними общаются. Ребёнка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить. То есть с момента рождения начинается половое, гендерное (социальное)  воспитание – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении  и предназначении мужчины и женщины в обществе. Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.

Столетиями складывались разные типы воспитания мальчиков и девочек. У каждого народа существовали свои системы воспитания подрастающего поколения.

►Первобытное обществ

        Люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей. В воспитании мальчиков и девочек было существенное различие. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте, рыбной ловле, их учили стрелять из лука.

►Девочки помогали женщинам готовить еду, изготавливать одежду, посуду.

►Воспитание в Древней Греции. Спартанское государство. 

До 7-го возраста ребёнок оставался в своей семье и воспитывался под наблюдением  матери. Мальчиков растили неприхотливыми к еде, учили не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства, трудности, возможные в будущих военных походах. С 7-го возраста мальчиков забирали из дома, и они жили в общественных зданиях под присмотром специального наставника. Внимание уделялось военно-физической подготовке. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка.

►Западная Европа – средние века.

Сыновья феодалов овладевали семью рыцарскими добродетелями:

- верховой ездой
         - плаванием

- фехтованием

- владение мечом, щитом и копьём

- охотой

- игрой в шахматы

Слаганием и пением стихов

►Дочери феодалов получали образование дома или в монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

►В Древней Руси

С шести-семи лет мальчик переходил из женских рук в мужские. В воспитании мальчиков из простого народа приоритет отдавался трудовой направленности, а будущих дружинников Киевской Руси готовили к военной карьере.

►В эпоху царствования Романовых

предпочтение отдавалось физическому развитию мальчиков. Широкое распространение получили кулачные бои, в которых дети участвовали с 5 – 6 лет.

►Эпоха екатерининских преобразований

выдвинула проект о сословных закрытых учреждениях. До двух лет младенцы находились в руках кормилицы, после чего (с 2 до 14 лет) переводились в «общие покои», где воспитывались в играх и трудовых занятиях. Мальчиков обучали вязать чулки, колпаки, сети, а также приучали к работам в саду. Девочки учились прясть, вязать, ткать, плести кружево, а также обучались домоводству (шить, гладить, стряпать).

Воспитание в XIX веке

      В шестидесятые годы в России возникло широкое общественное педагогическое движение. Изучение различных педагогических систем показало, что до XVIII века вся педагогика была направлена на общественное воспитание мальчиков. В то время, как девочки воспитывались дома. И только в XVIII веке педагоги стали рассматривать возможность целенаправленного воспитания мальчиков и девочек.

Так, проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времён и исследовалась философами, историками, педагогами, медиками.  

И сегодня данный вопрос как никогда актуален. Как на современном этапе грамотно подойти к воспитанию мальчика и девочки  вам расскажет педагог-психолог.

Мальчики и девочки – два разных мира.

Мы говорим сегодня о гендерном, то есть о полоролевом воспитании. Что такое гендерные различия, и как они влияют на воспитание? Ребенок рождается с определенным биологическим полом (мужским или женским), а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми ребёнок научается вести себя как девочка или как мальчик.

  • Перед  современными педагогами встаёт очень важный вопрос: кого труднее воспитывать, мальчиков или девочек? В чём их различия и нужны ли для них разные методы воспитания? Это действительно сложные вопросы, на которые нет простых однозначных ответов.  Попробуем разобраться вместе.  
  • Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки очень непохожи не только внешне, но и по характеру.

Одна из причин в том, что существуют значительные различия между головным мозгом девочек и мальчиков:

  • Мозг мужчины больше, чем мозг женщины.
  • У мужчин быстрее созревает правое, «образное» полушарие, у женщин - левое, «абстрактно-логическое».
  • В мозге женщины больше нервных волокон, по которым информация идет из одного полушария в другое. Женщины чаще используют оба полушария головного мозга.
  • Эти различия объясняют неоднородное развитие девочек и мальчиков в дошкольный период: девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, быстрее и успешнее овладевают речью. Их словарный запас едва ли не вдвое больше мальчишеского! Девочки, как правило, лучше выражают свои эмоции словами. Они также раньше начинают читать и писать.
  • Мальчикам из-за меньшего числа нервных волокон сложнее сопоставлять информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях: в мыслительные процессы избирательно включатся либо левое, либо правое полушарие. При осмыслении слов у мальчиков «работает» левое полушарие, у девочек - оба. Зато мальчики, в свою очередь, рано демонстрируют интерес к пространственным задачам.
  • Девочки могут капризничать по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики быстрее истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. 
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно на несколько месяцев старше ровесников-мальчиков.
  • У мальчиков и девочек по-разному организованы психические процессы. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже в раннем возрасте проявляются в поведении.
  • Девочки легче адаптируются к новым условиям, обстановке, лучше поддаются внушению и уговорам, мальчики – наоборот. Поэтому с девочками проще сладить, а мальчишек приходится контролировать.

Девочки любят повторение, шаблоны, схемы, они лучшие исполнители, мальчики же предпочитают сами «изобретать велосипед». Это прирожденные «творцы», первопроходцы.

  • По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов, у мальчиков и девочек различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
  • Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства: кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
  • Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д.  Используют при этом всё предоставленное им пространство.  
  • Доказано, что мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают   вертикальную: лазают по лестницам и деревьям,  забираются на мебель.
  • Существуют различия в реакции детей разного пола на оценку их деятельности: девочки больше ориентированы на результат и похвалу (им важно кто их оценивает и как), для мальчиков очень важен процесс (хотя похвалу тоже ценят – но «предметную», по делу).
  • Т.е., девочки более заинтересованы в эмоциональном общении, для них важно, какое они произвели впечатление, а мальчиков интересует суть оценки.Уже в младшем школьном возрасте для мальчиков будет ценнее признание сверстников, чем оценка взрослого. Поэтому девочки чаще становятся отличницами в начальной школе - несмотря на то, что мальчики лучше мыслят логически.
  • Девочка чувствует все нюансы вашей интонации, когда вы говорите о ней или её деятельности. Девочкам часто достаточно взгляда или нескольких слов, чтобы уловить ситуацию. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недовольна». Мальчик должен точно знать, чем конкретно вы недовольны. Мамам, воспитательницам,  учительницам трудно понятьэту сторону жизни мальчика - они-то сами другие.
  • Вот и получается, что мама (или педагог) долго  ругает мальчика, нагнетая эмоции,  и сердится, что он не переживает, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но долго удерживать эмоциональное напряжение он не может, он к этому не приспособлен природой. К тому же мальчики лучше воспринимают низкий голос, высокие тона могут выдержать недолго.
  • Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Вот несколько простых положений, которые помогут вам не забывать, что воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
  • Любовь к мальчикам и девочкам выражается через заботу и доверие. Забота - это готовность всегда прийти ребёнку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли.

Доверие - уверенность, что ребёнок всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать ребёнку свободу и пространство делать всё самостоятельно. Естественно, каждому ребёнку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях.

  • Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Мальчик просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что взрослые признают его самостоятельность и верят в его способность делать всё правильно.

 С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что её любят. Если же вы слишком верите в способность девочки делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто вы не очень о ней заботитесь. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто её отталкивают, обижают, не любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.

  • Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

  • У девочек рано проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в заботливом отношении к куклам. Их внимание рано привлекают взаимоотношения с другими людьми. С возрастом растёт их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению.
  • Для девочек характерно проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.). Будущим женщинам свойственна склонность ухаживать, а также поучать других.
  • Мальчики обладают большей физической силой по сравнению с девочками, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованы, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
  • Мальчишек интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т.п.).
  • Будущие мужчины предпочитают точные науки, увлекаются техникой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, они довольно часто неохотно занимаются самообслуживанием, часто проявляют беспомощность в простых бытовых вопросах, они больше подвержены травмам.
  • Разобраться во всех тонкостях и особенностях воспитания девочек и мальчиков по силам только заботливым и любящим взрослым. Мудрая природа нарочно устроила мальчиков и девочек по-разному, чтобы все в мире было гармонично.

Желаем вам гармонии и взаимопонимания с вашими мальчиками и девочками!

Литература:
1. Елжова Н.В. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2011.

3. Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. – М.: Оникс, 2006.

4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка – Пресс, 1998.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Доклад я подготовила для выстурления на педсовете по духовно-нравственному воспитанию...

Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендуется для педагогов дошкольных отделений...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Доклад я написала для педсовета по духовно-нравственному восптанию....

ДОКЛАД «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО»

      Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Доклад « Духовно - нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям »

Детский сад «Земляничка» находится в селе Обуховка Старооскольского городского округа.  Обуховка - уникальное село, на его небольшой территории много достопримечательностей. Все...