Консультация для педагогов " Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка"
консультация

Дударева Наталия Викторовна
Актуальность: сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребёнка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребёнка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребёнка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания. «Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка». С. Гин «То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю.» Консультация для педагогов «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Слайд 2

Задачи познавательного развития в ДОУ: развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.); Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей; создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации; стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности; формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики. Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах : Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов: доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования), структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов), непродолжительности (следует избегать переутомляемости , вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения). Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например). Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо Методика организации поисковой деятельности дошкольников. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Познавательная задача всегда содержит вопрос «А что будет, если…?». Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных зна­ний и способов действий. Незнание должно быть частичным, Тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержа­щие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей Выводы и гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка"

Консультация предназначена для педагогов дошкольного образовательного учреждения...

Консультация для родителей "Значение творческих видов деятельности для развития ребенка"

Педагогическое просвещение родителей об использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Экспериментальная работа вызывает у ребнка интерес к и...

Консультация по самообразованию для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста....