Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Фомина Л.Н.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов

« Использование мнемотехники для развития речи детей»

 Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи :

- ознакомить педагогов с методом мнемотехники, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;

- формировать желание  искать  новые рациональные средства, формы и методы речевого развития дошкольников ;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц  для развития речи дошкольников.

Оборудование :

Листы бумаги, цветные карандаши, картинки, клей, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мультимедийный проектор, презентация.

Ожидаемые результаты :

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методики работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения : сообщение и практическая работа.

Участники: педагоги ,без участия детей.

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги!  

Деток вы любите? Да или нет?                                                                                    

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет?

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет).

Я вас понимаю…

Но как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (Да).

Дайте мне тогда ответ-

Помочь откажетесь мне? (Нет).

Последнее спрошу у вас тогда:

Активными все будете? (Да).

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» . К. Д. Ушинский.

Актуальность. Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта было решено использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

1 слайд. Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

2 слайд. Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет. Понятие «Мнемотехника»  происходит от греческого «mnemonikon» – искусство  запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона .

3 слайд. Структура мнемотехники: мнемоквадраты,  мнемодорожки, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. ,

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.

4 слайд. Мнемотехника - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки,  ребенок легко запоминает информацию.

5 слайд. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

-развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

6 слайд.

Принцип работы с мнемотаблицей.

1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2.Преобразование символов в образы.

3.Пересказ при помощи символов.

Но самое главное в обучении рассказыванию  при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

7 слайд. Мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

8-10  слайды. Составление описательного рассказа - это наиболее трудный вид в монологической речи.

Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы. Составьте описательный рассказ по данной схеме.

11 слайд. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворений. Для этого разделитесь на две группы.

Первая группа будет зарисовывать схематично стихотворение «Ёлочка» Н.Нищевой. Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д.

Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала). Так мы и сделаем. Я предлагаю второй группе создать мнемотаблицу с использованием картинок по стихотворению «Яблоко с ветки в траву упадет» Е.Борисовой. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

 «Ёлочка».                                    

Перед нами ёлочка :                                          

Шишечки, иголочки

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки                                                

                          Н.Нищева.

«Яблоко с ветки в траву упадёт».

Яблоко с ветки в траву упадёт                                                                

Яблоко с ветки ёжик найдёт.

Яблоко ёжик домой принесёт                                                                              

Крошкам ежатам на тёрке  натрет.        

                          Е.Борисова.

                                                                         

Наши  мнемотаблицы готовы. А теперь, глядя на них, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно изобразить любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!!». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?  Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание , а во втором - действует непроизвольное , основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Поэтому я хотела бы вам порекомендовать  подготовить  консультативный материал для родителей по изготовлению мнемотаблиц в домашних условиях, для  работы с детьми по разучиванию стихов, коротеньких рассказов.

12 слайд. Пересказ.  При пересказе с помощью мнемотаблиц  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

13 слайд . Пересказ сказок.

А вы любите сказки? Предлагаю вам узнать  «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемотаблице, восстановить последовательность и рассказать её.  

14 слайд. Отгадывание загадок.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки- это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанным при помощи знаков,определять объект. Вашему вниманию представлены мнемотаблицы нескольких загадок. А теперь вы посоветуйтесь в группах и изобразите мнемотаблицу к одной из  знакомых загадок, а мы постараемся  отгадать.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать :

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Под лежачий камень вода не течёт»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

 «Кто не работает, тот не ест»

А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках,чем журавль в небе»

Получилось? Молодцы!.

15 слайд. Вывод.

 - При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

-Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

16 слайд. Спасибо за внимание!

В заключении  мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно, но...

- Я поняла, что...

- Теперь я могу...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Мне захотелось...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии"

Материал предназначен для педагогов, воспитателей ДОУ....

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

Консультация по самообразованию для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Консультация для педагогов " Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка"

Актуальность: сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребёнка информацию в готовом виде. Педагог п...

Консультация для педагогов "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей "

Консультация для педагогов "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии  детей "...

Консультация для педагогов "Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка"

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и акт...