Консультация для педагогов "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников в контексте содержания ФОП ДО"
консультация

Белик Ольга Васильевна

Умение замечать красоту, любование предметами окружающей действительности появляются еще в раннем детстве. Но в этом возрасте это происходит непроизвольно, как что-то само собой разумеющееся. Важно не растерять этот интерес и научить ребенка видеть красоту в самых обычных предметах, учить наслаждаться красотой окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://forchel.ru/files/plakaty/dou/tables-metod/4.jpg

        Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7

с. Кухаривка МО Ейский район

Консультация

Тема: «Значение художественно-эстетического воспитания  в развитии  дошкольников  в контексте  содержания ФОП ДО»

Подготовил воспитатель: Белик О.Э.

                         

-  январь 2024г-

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д. Б. Лихачёв)

Умение замечать красоту, любование предметами окружающей действительности появляются еще в раннем детстве. Но в этом возрасте это происходит непроизвольно, как что-то само собой разумеющееся. Важно не растерять этот интерес и научить ребенка видеть красоту в самых обычных предметах, учить наслаждаться красотой окружающего мира.

Современные дошкольники растут в мире цифровых технологий, и поэтому их художественно-эстетический вкус развивается во многом под влиянием этих технологий.

Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органический процесс «вхождения» ребёнка в социум в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого. На современном этапе развития общества в условиях социально – экономических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры и образования, влияющие на художественно-эстетическое воспитание личности в период дошкольного детства. В дошкольном образовании остаётся нерешённым вопрос разработки педагогических программ по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, несмотря на многообразие исследований, посвящённых данной проблеме. Недостаточность разработок и использования в образовательном процессе ДОО программ для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности влияет на качество воспитания эстетически развитого, творчески активного ребёнка-дошкольника.

Именно на этапе дошкольного развития происходит формирование основ личности, ее эстетическое и художественное развитиеХудожественно-эстетическое воспитание выступает важнейшей частью процесса развития и формирования детей. За счет такого вида воспитания дошкольников : – происходит должное развитие эстетических оценок; – формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру и всему обществу. Результатом таких мероприятий, как раз и выступает художественно-эстетическое развитие ребенка.

Художественно–эстетическое воспитание направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства. Дети должны научиться чувствовать искусство, передавать заложенный сюжет и эмоционально сопереживать происходящему.

Н. Варкки считает, что «педагогика определяет художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [2, с. 57]

Главная цель художественно– эстетического воспитания заключается в том, что «взрастить в человеке эстетическую культуру»включающую в себявосприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении в природе, искусстве, межличностных отношениях; чувства – эмоциональная оценка прекрасного; потребности – желания и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного; вкус – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам; идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве [9, с. 35].

Вторая задача художественно–эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного восприятия таких социально–психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [8, с. 62]

Важным признаком художественно–эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности [7,с. 120].

Дошкольникам доступны все виды художественной деятельности : рисование, лепка, составление рассказов, придумывание стихов, пение. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Развитие художественных творческих способностей детей, в котором происходит возникновение замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, любят творить, мастерить, создавать что-то новое. С большим удовольствием дети постигают новое. Через художественно-эстетическое развитие дети познают мир, расширяют границы своего кругозора, знакомятся с народно-прикладным творчеством и культурой своего народа, а также других народов. Дети учатся сопереживать, эмоционально откликаться на увиденное или услышанное, учатся отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что художественно– эстетическое воспитание – важнейшая сторона личностного развития детейХудожественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно–эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Педагоги прививают детям эстетический вкус, умение познавать красоту мира. Главное делать это ненавязчиво. Педагог должен контролировать деятельность ребенка на том или ином занятии по художественно-эстетическому развитию, направлять его, подсказывать верные и возможные действия.

Одним из средств художественно–эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С. А. Козлова, Т. А. Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. [1]

Художественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно– эстетических представлений и знаний и художественных образовХудожественно–эстетическое воспитание пробуждает первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитывает грамотного зрителя, способного понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Задачи музыкального воспитания и развития Дошкольников.»

Консультация  для  воспитателей:«Задачи музыкального воспитания и развитияДошкольников.»...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

Презентация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника"....

Консультация для родителей «Роль трудового воспитания в развитии дошкольника».

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание- формирование необходимых для трудовой деятельности нравст...

Консультация для родителей «Художественно – эстетическое восприятие как средство развития речи детей».

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и &la...