Великая Отечественная война в моей семье
проект (старшая группа)

Метелева Наталья Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vov.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

«Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Автор:

Гелим Анна Андреевна

Группа общеразвивающей направленности

«Аленушка»

Научные руководители:

                                                                           Метелева Наталья Викторовна,

воспитатели МАДОУ ДСКВ «Сказка»

2020

Содержание:

  1. Аннотация………………………………………………………………….    3-4
  2. План исследований: ………………………………………………………     5-8

3.    Описание работы……………………………………………………………. 9-12

4.    Список используемой литературы………………………………………… 13

5.    Приложение…………………………………………………………………  14-28

АННОТАЦИЯ.

В сердцах наших жить будут вечно

 Герои минувшей войны. 

Нам память о них дорога бесконечно

 И ею с тобой мы сильны…

    В 2020 году вся страна будет отмечать 75 лет со дня окончания войны, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне. Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость этой Победы.      С целью изучения темы войны появилась идея создать проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи».  

Победа нашей страны над немецко-фашистскими захватчиками без сомнения огромное по своей исторической важности событие. Память о Подвиге нашего народа должна бережно хранится и передаваться из поколения в поколение, чтобы не допустить повторения тех страшных событий. Но как научить современных детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Нет семьи, которую так или иначе не коснулись события тех лет и не оставили свой отпечаток. Вовремя передать эстафету памяти подрастающему поколению – задача семьи и ДОУ.

Дошкольный возраст имеет определенные ограничения. Ребенок еще не может свободно ориентироваться во временных, географических, политических вопросах.

Но если ребенок знакомится с событиями тех лет через семью, они становятся близкими и понятными: Великая отечественная война была «когда моей прабабушке было столько же лет, как и мне» или «когда мой прадед был таким же молодым, как мой папа».

В этом и заключается основная идея проекта - через семейные истории познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, сделать их более понятными для дошкольников. Простые и короткие истории, которые дошкольник может понять, запомнить и рассказать – лишь первый, но очень важный шаг на пути изучения истории своей семьи, своей Родины.

Цель: показать важность знания истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: -собрать биографический материал о наших прадедушках, участниках Великой             Отечественной войны.

-Изучить необходимые источники и литературу о Великой Отечественной войне.

- Определить вклад моей семьи в дело победы над фашистской Германией.

 - Составить рассказ о воевавших родственниках.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.

Проблема: Отсутствие у детей достаточных знаний о Великой Отечественной войне и о том какой след оставила война в их семьях.

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.

Объект исследования – члены семей Гелим.

Предмет исследования – история семей Гелим.

Участники проекта:

- воспитатели группы;

- дети,

- родители.

Методы исследования:

- сбор информации (расспросы членов моей семьи- бабушки, дедушки, мамы, папы);

- исследование семейного архива;

- работа с Интернет-ресурсами;

- анализ полученных материалов.

Предполагаемые результаты:

- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

      - расширение знаний о Великой Отечественной войне;

      -  сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны.

Тип проекта:

информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья».

Срок реализации проекта:

2 месяца (январь – февраль)

Этапы реализации проекта:

  1. Начальный этап
  • Сбор и анализ информации по теме.
  • Определение цели, исходя из интересов ребенка.
  • Формулировка проблемных вопросов.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Ребенок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать работу.

  1. Технологический этап – реализация проекта.
  • - сбор информации (расспросы членов моей семьи- бабушки, мамы);
  • - изучение собранной информации (фотографии, записанные рассказы бабушек, дедушек)
  • - исследование семейного архива,
  • - работа с Интернет-ресурсами
  • - анализ полученных материалов.

  1. Рефлексивный этап.
  • Обобщение и систематизация полученной информации.

Фиксирование результатов полученных знаний (альбом памяти «Герои войны в наших семьях»).

  • Формулирование вывода.
  • Подготовка и проведение презентации (интересный рассказ о проведенном исследовании).
  1. Перспектива.

Создать альбом «Герои войны в наших семьях».

  1. Формы реализации проекта.
  • Беседы
  • Познавательное чтение
  • Изучение семейного архива
  • Самостоятельная практическая деятельность

План реализации проекта.

Этапы реализации

проекта

Основные мероприятия

реализации проекта

Сроки

реализации

Работа

с ребенком

1.Чтение художественной литературы:

Л. Кассиль.   «Памятник советскому солдату».

С. Алексеев «Шуба».

С. Алексеев «Таня Савичева».

 С. Алексеев «Первая колонна».  

 С. Алексеев «Мишка».

2.Рассматривание репродукций картин «Солдаты», Н. Рутштейн,

«Защитники Брестской крепости», П Кривоногов, «Часовой. Детство, отмененное войной», В. Толочко,

«С Победой», Н. Репин.

3.Рассказы педагога:

Беседы познавательного характера по теме: «Родина – мать зовет!», «Дети войны», «Великие битвы», «Музыка войны», «Мы пол-Европы прошагали, пол - Земли»;

4.Рисование «Солдат на посту».

5.Лепка «Георгиевская лента».

6.Музыка «Фронтовые песни» прослушивание.

7.Спортивно-физкультурный досуг «Смелые бойцы»

8.Экскурсия в парк Победы к Вечному огню.

Январь

Февраль

Работа

с родителями

1. Анкетирование.

2.Изучение информации по теме из разных источников (семейный архив, беседы с родственниками)

3. Подборка литературы по теме (стихи, рассказы).

4. Создание презентации «История Великой Отечественной войны в семье моих родственников».

5. Оформление уголка «Я помню! Я горжусь!».

 Январь

Февраль

Методическое сопровождение.

Конспекты познавательных бесед.

Подборка художественной, познавательной литературы.

 

Февраль

Описание работы.

        Аня с мамой любит, смотреть старый бабушкин альбом, в котором есть старые пожелтевшие фотографии, на одной из них мужчина в военной форме. Она спросила у мамы: «Кто это?». Мама сказала, что это ее дедушка, мой прадедушка. Он был солдатом? Да. Он участвовал в Великой Отечественной войне, в этом году все будут праздновать 75 лет со дня ее окончания. Ей захотелось узнать о прадедушке и о войне. Что это за война? Кто воевал? Начиная исследование, она предположила, что если узнает больше о Великой Отечественной войне, то сможет рассказать о ней своим друзьям.

    22 июня 1941 года фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная война. Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов. Во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. На защиту нашего Отечества поднялся весь народ, от мала до велика. «Родина – мать зовет! Все для фронта, все для победы!» - так звучали призывы военных лет.

  Весь народ встал на защиту своей Родины. Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке Панасюк Андронь Ивановичу было 22 года. Он воевал с первых дней войны в сухопутной пехоте. Защищая нашу Родину, прадедушка был ранен в ногу. В конце войны попал в плен. После взятия Берлина был освобожден советскими войсками. За боевые заслуги получил много наград, в том числе медаль «За победу над Германией». В мирное время занимался столярным ремеслом, делал детские игрушки из дерева. Умер 1974 году. Спасибо ему за защиту нашей Родины.  Я горжусь им, его подвигом, ибо сам факт участия в долгой, страшной войне – это уже подвиг!

     И у меня есть прадедушка, который учувствовал в Великой Отечественной войне.    Я хочу рассказать о ветеране Великой Отечественной войны, о моем прадедушке, Далгатове Османе Алигишиевиче. Родился в селении Верхнее Казанище Буйнакского района Дагестанской АССР.

     Когда началась война, ему было 18 лет. Войну он начал с курсов молодого бойца, а в октябре 1941 года в составе 91-го стрелкового полка оказался в Моздоке. Держал оборону Кавказа. С февраля по сентябрь 1942 года бил фашистов красноармейцем 33-й стрелковой дивизии. Был тяжело ранен: взрывом раздробило бедренную кость. Лечился в госпитале в Тбилиси, а едва стало легче, вновь попросился на фронт.

    Затем в составе 1-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Сражался храбро, не щадя жизни. Об этом свидетельствуют награды. Первая награда медаль «За отвагу» — был награжден приказом командования в октябре 1943 года. А вскоре стал сержантом, и был назначен командиром отделения разведки.

И вновь ранение. Теперь в спину, а вскоре еще одно — немецкий снайпер пробил левую ногу. Но мой прадед отказывается от госпитализации: уж очень хотелось добить зверя в его логове — Берлине. И добил, получив за это солдатский орден Славы III степени.

Мой прадед — кавалер ордена Красной Звезды. Он был награжден второй медалью «За отвагу» при штурме Берлина. А в мае 1945 года ему вручили медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

   Но война для моего героя закончилась еще не скоро. С мая 1945 по июнь 1946 года он, являясь командиром пулеметного отделения, участвовал в операциях по полному уничтожению фашистов. С июня 1946 по март 1947 г. он командовал отделением танково-самоходного полка, который в боях в Закарпатской Украине добивал бандеровцев.

Только в марте 1947 года он возвращается на родину, в свое родное село, которому отдает долгие годы своего труда.

  После наших рассказов вопрос о Великой отечественной войне заинтересовал детей в группе. И уже на следующий день дети принесли фотографии своих прадедушек. Благодаря этим фотографиям у нас в группе появился уголок Памяти. Ника Автюхова принесла ордена и медали своего прадедушки. Всем было очень интересно рассматривать боевые награды. Мы испытывали чувство гордости за защитников нашей Родины. Наши воспитатели прочитали много рассказов о войне, мы узнали о городах – героях: Брест, Москва, Курск, Сталинград, Ленинград. 

   Трудные, голодные и холодные военные годы называют военными лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. И мне захотелось подробнее узнать о детях, которые жили в те тяжелые времена, ведь им так же, как и нам хотелось бегать и смеяться.

   Из книг, рассказов мамы и воспитателей я узнала, что многие дети остались сиротами, их родители погибли на войне или во время бомбежек, кто-то оказался на территории занятой фашистами или в плену у немцев. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины. Мы прочитали рассказы о подвигах детей – героев. Это Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик, которые помогали взрослым во время войны. Некоторые дети становились сынами полка. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Их убеждали вернуться домой, но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. Я слышала, что многие дети помогали приближать День Победы, но как?

Дети работали в цехах заводов, санитарками в госпиталях. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя боевыми дорогами.

   А я знаю, что тяжелая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. После прочтения рассказа Алмазова Б. А. «Горбушка», в котором папа рассказывал своему сыну о блокадном Ленинграде, о том, что ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов. Айна ты знаешь, сколько это 125 граммов?

   Нет!

  Это очень мало! Голод – это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети. Но, несмотря на голод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне с взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы. И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. Несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки.

  Мы с мамой читали, что во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.

Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Война- сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе со взрослыми помочь Родине.

  С мамой в интернете мы нашли интересный факт, к сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет удалось до жить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Я маленькая, но знаю это очень много.

Но врагу не удалось победить наш народ. Отбила наша Армия все атаки противника погнала фашистов с русской земли. Мы победили! Каждый год – 9 мая. Когда закончилась война, народ отмечает праздник – День Победы. И в этот день мы вспоминаем тех солдат, кто погиб в этой войне, кто отстоял мир на всей земле.

    С тех пор прошло много лет. За это время, чтобы люди никогда не забывали те страшные дни, было много сооружено памятников, посвященных героям войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. В нашем городе тоже есть такое место это парк Победы. В память о погибших героях горит вечный огонь.  В особо памятные дни жители города возлагают цветы.

Я знаю, что 9 мая наша семья пройдет по улицам города с фотографией прадедушки. Наш «Бессмертный полк» жив! Мы помним! Мы гордимся!

    На заключительном этапе было проведено обобщение и систематизация полученной информации. Была подготовлена презентация «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Совместно с родителями был оформлен альбом «Герои войны в наших семьях».

Список литературы

  1. Большая книга вопросов и ответов для самых маленьких – Москва «Росмэн», 2008. – 159 с.
  2.  Энциклопедический словарь для детей «От А до Я». – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 224 с.
  3. Хрестоматия «100 стихов и рассказов о войне» - Москва ООО Издательство АСТ.
  4. Детская энциклопедия «Ордена и медали».
  5. Детская энциклопедия «Юные герои».
  6. С. Алексеев «Подвиг Ленинграда 1941-1944» рассказы для детей, 2005 – 83 с.
  7. «Идет война народная…» стихи о великой отечественной войне, Москва «Детская литература» 2001.
  8. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, Москва «Мозаика и синтез», 2017.
  9. Ю. Збанацкий «Щедрый ежик».

10. Светлана Летова «Близорукий учитель» .

Интернет-ресурсы:

Поисковая система "Google".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Великая Отечественная война в моей семье"

Проект адресован старшим дошкольникам. В ходе реализации данного проекта дети расширяют и уточняют  знания о ВОВ через призму истории своей семьи....

Проект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».

Проект  интегрированной организованной образовательной деятельностипо теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье». Объект исследования: совместное изучение родителями и детьми сем...

Великая Отечественная война. История моей семьи

Великая Отечественная война. История моей семьи...

Проект "Великая отечественная война в моей семье"

Проект «Великая Отечественная Война в моей семье»Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизм...

Альбом Великая Отечественная война в моей судьбе 1 часть

Великая Отечественная война 1941-1945гг. Это была страшная и жестокая война! Вы никогда не должны забывать о подвигах людей, которые воевали в то время!...

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...