Экскурсия в природу и их роль в экологическом воспитании дошкольников
статья

Каримжанова Асия Халяпаровна

Экскурсия в природу и их роль в экологическом воспитании дошкольников

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каримжанова А.Х.

Экскурсия в природу и их роль в экологическом воспитании дошкольников

Аннотация:         В данной статье раскрыты педагогические преимущества экскурсии в природу как эффективной формы организации экологического образования дошкольников. Автор представляет описание этапов проведения экскурсии в природу.

В настоящее время тема экологического развития детей весьма актуальна, и, несмотря на все нововведения и тенденции в процессе модернизации образования, остаётся первостепенной в познавательном развитии дошкольников.

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» [2, с. 260].

Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности. В рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы студии экологического воспитания и развития «Ромашка» учебная деятельность организуется в форме игровых занятий, экскурсий.

Экскурсия в природу – это способ накопления, конкретизации, обобщения и систематизации представлений детей об окружающем мире природы, который соответствует познавательным возможностям дошкольников, одна из показательных форм диагностики уровня экологической воспитанности детей.

Для проведения экопросветительной деятельности я использую образовательные зоны БУ ДО «Обл СЮН»: звероферма, кабинет аквариумистики, зимний сад, учебно-опытнический участок, экологическая тропа, музей юннатского движения.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.  Дети в естественной обстановке знакомятся с объектами и явлениями природы, животными и условиями их обитания. Экологические экскурсии имеют дидактическое и воспитательное значение:

1. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

2. Экскурсии в лес, в поле предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

3. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

4. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

5. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

Цель экологических экскурсий – формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ и формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе через экскурсии в природу.

Задачи экологических экскурсий:

‒ формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

‒ развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

‒ формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

‒ освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;

‒ укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности.

Мной разработан цикл экскурсий в природу по таким темам как: «Хвойные деревья», «Деревья и кустарники», «Животные живого уголка», «Аквариумные рыбки», «Сад и огород» и др.

Предлагаю рассмотреть содержание экологической экскурсии для детей дошкольного возраста.

Экскурсия «У осени в гостях».

Цель и задачи:

1. Расширять знания о признаках осени, о взаимосвязях между природными объектами (деревья – животные – человек).

2. Дать представления о том, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

3. Уметь выразить в речи результаты наблюдений (оттенки желтого, зеленого цвета –закрепить).

4. Знать правило поведения: проявлять доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе, любоваться красотой осени.

Оборудование и материалы: лупы, корзиночки для сбора природного материала, детские грабли и тележки.

Место проведения: БУ ДО «Обл СЮН».

По моему мнению экскурсии позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе.

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий и прогулок дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Работа с детьми осуществляется по следующим принципам: постепенное усложнение материала; использование непосредственного природного окружения; сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья); изодеятельность на основе впечатлений о природе. Подача материала идет во время подготовки к экскурсии, во время самой экскурсии и организованная деятельность после экскурсии с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.

Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры), освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей – доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважение к труду человека. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними.

 Экскурсия планируется с определенным содержанием, усвоение которого обязательно для всех детей. Если на прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, то на экскурсии – это основная задача. Поэтому содержание экскурсии гораздо больше, чем содержание прогулки. Одна и та же задача планируется на экскурсии до тех пор – пока знания не будут усвоены всеми детьми. На каждой экскурсии дети, должны получать более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы [3, с. 172-176.].

В образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

Таким образом, экскурсии проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее на прогулках.

Результативность применения экскурсии обеспечивает грамотная реализация педагогом всех ее структурных компонентов (этапов).

Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющего опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроения детей, воздействие на их чувства.         Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается – перед ее началом.

Второй этап экскурсии – это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы – различные игры с детьми, сбор природного материала и т.д.

Третий этап – заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (художественной, изобразительной). В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее.

В заключительной части экскурсии педагог еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Знания, полученные на экскурсии, расширяются, уточняются и обобщаются в играх, в наблюдениях за принесенным природным материалом. Через 2 – 3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии [1, с. 52-54].

Таким образом, экскурсии являются необходимой формой воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста. Педагог на экскурсиях знакомит детей с растениями, животными и условиями их обитания. А это, в свою очередь, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии помогают детям старшего дошкольного возраста проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности, раскрывают творческий потенциал.

В ходе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Познание природной среды начинается чувственно, через зрение, слух, осязание, обоняние. Чем больше организаций чувств вовлечено в такое познание, тем больше признаков и свойств ребенок выделяет в изучаемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется чувственное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формирование эстетической культуры.

На мой взгляд преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности.

В заключении, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются первоосновы экологического мышления, сознания, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе – значит растить её верного друга, будущего заботливого хозяина богатства своей Родины.

Список литературы:

1. Лобанова Н.В. Природоведческие экскурсии как средство развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Лобанова, А.П. Горяинов // World science : problems and innovations : сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 52-54. 

2. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2018. – 260 с. 

3. Темирлиева З.С. Игровая деятельность экологического воспитания дошкольников / З.С. Темирлиева, А.Н.М. Долаева // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: II междунар. науч.-практ. конф. / Карачаево-Черкес. гос. ун-т им. У.Д. Алиева. – Карачаевск, 2017. – С. 172-176. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии в природу для экологического воспитания дошкольников

План:1. Значение экскурсий в природу для экологического    воспитания дошкольников……………………………………………………..32. Виды экскурсий……………………………………………………………….53. Подготовка воспитателя к про...

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Рассматриваются виды экскурсий и методика их проведения...

Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринима...

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников. Значение экскурсий. Виды экскурсий. Содержание экскурсий, структура. Методика организации и проведения экскурсий....

Экологическое воспитание дошкольников. Наблюдения в природе. Экскурсия в парк «Проводы осени».

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др...

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников.

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников....