Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
материал

Луданова Ольга Петровна

Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Как эффективно

выстроить общение

 с родителями»

Цель: повысить уровень

профессионального

мастерства педагогов

                                                 

                                                   Задачи:

  • познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
  • сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
  • познакомить с приёмами бесконфликтного общения.

Количество участников: 15 – 20.

Продолжительность: 1,5 часа.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Уважаемые коллеги!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Ваши ответы позволят в дальнейшем выстроить работу по улучшению взаимодействия с родителями.

1. Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка? __________________________________________

2. Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями воспитанников? ________________________________________________________

3. Какие у вас возникают трудности в организации общения с семьями?

 ______________________________________________________________________

4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?

_______________________________________________________________________

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

_______________________________________________________________________

6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения полного сотрудничества с родителями? __________________________________

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями? __________________

_______________________________________________________________________

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

_______________________________________________________________________

9. Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Ход семинара- практикума

  1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приёмами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретёт способность, быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция: Проговаривая задания, педагоги выполняют следующие действия:

  1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» - стоя, свести лопатки, улыбнуться.
  2. «Я решаю любые задачу, со мною всегда любовь и удача» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь.
  3. «Я приманиваю удачу, с каждым днём становлюсь богаче» - потирая ладонь о ладонь.
  4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.
  5. «На пути у меня нет преграды, всё получится так, как надо» - руки в стороны словно, раздвигают преграды.
  6. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - руками совершить движение сверху вниз, как умывание.
  7. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна» - руки широко развести в стороны.
  8. «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» - покачаться с носка на пятку.
  9. «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается» - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.

2. Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же, он был наказан, а ты вознаграждён?» -спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Вопросы для обсуждения

- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара?

- В чём, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете           родителям информацию о проблемном поведении их ребёнка – как первый или как второй толкователь?

- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребёнке, используя способ второго толкователя? Почему?

3. Теоретическая часть. «Конфликты педагогов и родителей. Портрет идеального педагога» (тезисы)

1) Информация педагога-психолога.

Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определённых усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

2) Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога».

Образ педагога складывается из трёх компонентов:

 личностного (личные качества и установки):

- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

- осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность;

содержательного, включающего знания:

- о семье;

- об особенностях семейного воспитания;

- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

- о методах изучения семьи;

- о современных формах организации общения;

- о методах активизации родителей;

деятельностного, определяющего профессиональные умения и навыки, такие как:

- умение преодолевать психологические барьеры общения;

- владения методами изучения семьи;

- умения прогнозировать результаты развития ребёнка в семье;

- умения ориентироваться в информации;

- умение конструировать программу деятельности с родителями;

- умения организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;

- коммуникативные умения и навыки (устанавливать контакт с родителями, понимать их сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть нормами этикета в речи и поведении).

Портрет идеального педагога

Идеальный педагог…

  • обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
  • признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую роль педагога как их помощника;
  • стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
  • обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
  • в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;
  • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
  • учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
  • умеет планировать предстоящее общение – подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками.

3.Обсуждение примерного кодекса общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребёнке – это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вопросы для обсуждения

1.Согласны ли вы сданными тезисами?

2.В каких случаях вы испытываете затруднения?

3.Какие качества вы считаете наиболее важными во взаимодействии с родителями?

4.Упражнение «Три Я»

Педагог-психолог.

Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного – речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбирать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке живут три «Я»: родитель, ребёнок, взрослый.

В общении могут использоваться все три позиции с учётом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной. Рассмотрим таблицу (таблица раздаётся участникам).

Упражнение на изменение ролевой позиции в общении.

Инструкция: Произнести каждую фразу как родитель, ребёнок, взрослый:

  • «Однажды вы поймёте, что мои требования к Вашему ребёнку были правильными»,
  • «Я хочу поговорить о Вашем ребёнке»,
  • «Конечно, Вы знаете об успехах Вашего ребёнка в математике».

ТИПЫ ПОЗИЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Критерии

Родитель

Ребёнок

Взрослый

Общее

поведение

1.Автотоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное.

2.Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое.

1.Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное.

2.Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, требующее одобрение, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное жалующееся, придерживающееся правил.

3.Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное.

Раскрепощённо, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь.

Типичные фразы

1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!».

2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя».

1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо».

2. «Я не верю в свои силы», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?».

3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое».

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему?

Высказывания: Возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту и др., - все, что допускают возможность дискуссии.

Интонация, манера, говорить

1.Громко или тихо, твёрдо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом

2.Тепло, успокаивающе, сочувственно.

1.Громко, быстро, захлёбываясь, печально.

2.Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно.

3.Гневно, громко, упрямо, угрюмо.

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и чётко.

Жесты

1.Поднятый вверх указательный палец, руки на бёдрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены.

2.Поглаживание по голове.

1.Напряжённый или расслабленный корпус, рассеянность.

2. Опущенные плечи, склонённая голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжён, дружелюбен, мил.

3.Напряжённость, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова.

Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперёд.

5.Упражнение «Искусство общения».

Инструкция: перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.

Тезисы:

1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть, как естественное желание другой стороны.

2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьёзным источником конфликтов между воспитателями и родителями.

3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы общения,

стили взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель.

7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

6.Упражнение «Желаю Вам...»

Инструкция: Упражнение проводится в круге. Задача – сделать комплимент, сидящему рядом участнику тренинга, как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершении педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова о их ребёнке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребёнке в глазах родителей, свидетельствует о его компетентности.

7.Обратная связь.

 Инструкция: Участники должны оценить семинар-практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, - поставить оценку по 10-ти бальной шкале.

Деятельность ведущего:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание занятия:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Деятельность участника (самооценка):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Психологический климат в группе:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как эффективно выстроить общение с родителями

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями во...

Семинар-практикум "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:актуализировать существующие проблемы во взаимодействии п...

Семинар-практикум Как эффективно выстроить общение с родителями

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Педагоги и родители должны быть партнерами  в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу....