Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»
методическая разработка

Приставко Елена Владимировна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
познакомить с приемами бесконфликтного общения;
содействовать повышению уверенности в себе;
упражнять педагогов-психологов в построении эффективного общения с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
познакомить с приемами бесконфликтного общения;
содействовать повышению уверенности в себе;
упражнять педагогов-психологов в построении эффективного общения с родителями.

Ход семинара-практикума:

  1. Притча «Страшный сон» 

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?

  1. Упражнение «Произнеси фразу» (участники 6 педагогов, им раздаются карточки, остальные угадывают интонацию):
  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.
  2. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.
  3. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.
  4. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.
  5. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.
  6. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.

Здесь применима поговорка «Что посеешь – то и пожнешь!»

Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, не взаимодействия, а возмущения. Он просто откажется от контакта с нами.

 Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это  самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня тоже самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

  1. Упражнение «Комплимент»  (оставшиеся педагоги выходят)

Нужно сказать комплимент, как будто одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке».

Я Вам буду отвечать: « Спасибо, очень приятно!»

Примеры комплиментов:

Вы всегда веселая (нарядная, красивая, элегантная);  весело шутите, красиво выражаетесь, все успеваете; всегда позитивная, любите пошутить, мама самой опрятной девочки, папа самого веселого мальчика, мама будущего Энштейна, бабушка будущего олимпийца, Ваш сын такой же внимательный, толерантный, добрый, как и Вы, весь в дедушку – красивый и нарядный.

Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А зачастую это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям? Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать.

Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!» 

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция. Проговаривая аффирмации (позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой)  педагоги выполняют следующие действия:

1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!» - стоя, свести лопатки и улыбнуться;

2. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!» - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо;

3. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - погладить себя по голове;

4. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна!» - руки широко развести в стороны.

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями...

Семинар-практикум "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:актуализировать существующие проблемы во взаимодействии п...

Семинар-практикум Как эффективно выстроить общение с родителями

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Педагоги и родители должны быть партнерами  в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу....