Методическая работа
методическая разработка

Абрамова Анна Владимировна

Методическое сопровождение реализации игровой технологии в организации совместной деятельности

взрослых и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod2022abr1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа по теме:

Методическое сопровождение реализации игровой технологии в организации совместной деятельности

взрослых и детей

         Абрамова Анна Владимировна,

 старший воспитатель

                                                             

Реализация  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  является сегодня одной из ключевых задач дошкольного  учреждения.

Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее  актуальной для нас проблемой стал  поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в  соответствие с требованиями ФГОС ДО  модели  воспитательно - образовательного процесса. 

Для разработки проблемы была создана рабочая группа, состоящая из педагогов, психологически готовых к внедрению Стандарта дошкольного образования.  Формируя модель организации образовательной деятельности, мы учитывали, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены, в числе прочих, следующие  условия:

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Современный образовательный процесс видится нам, как модуль, содержащий два основных блока: совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В ходе организованной дискуссии педагоги пришли к выводу, что такая структура   должна быть принята в детском саду как каркасная, для всего дошкольного возраста и, как единственно возможная, для младшего дошкольного возраста.  

Для обучения педагогов практическим знаниями и умениями была  проведёна серия  тренингов  «Учимся общаться с ребёнком»,  где воспитатели учились устанавливать равноправную  позицию взрослого и ребёнка, переходить от монологического общения к диалогическому, продуктивно взаимодействовать,  создавать условия для  партнёрской формы организации образовательной деятельности (возможности свободного размещения, перемещения и общения детей).

Для обеспечения партнёрской деятельности взрослых и детей необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения.

В детском саду всегда были популярны игры социо - игровой направленности.  Это, например,  социо - игровая технология В.М. Букатова. Данная технология используется в детском саду и эта практика плавно перемещается из экспериментальной  инновационной деятельности в естественный ритм жизни.

Почему была выбрана данная технология?

        Как показывает практика, педагоги привыкли считать занятие – основной формой образовательной работы с детьми. Стандарт определяет, что   реализация Программы должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка (п.1.2.). Построение образовательной деятельности   должно строиться на основе учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, то - есть становится субьектом образования (п. 1.4.2.)

Социо-игровая технология как нельзя лучше отвечает данным требованиям и является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания любой деятельности всеми его участниками, включая педагога.  Социо - игровой стиль взаимодействия ищет способы общения детей и взрослых, при которых утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими. В соответствии с п.4 ст.14 Закона РФ «Об образовании» « …содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, … способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

Кроме того, данная технология позволяет создать условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной   активности, что крайне важно в дошкольном возрасте.

Для знакомства с технологией был проведён семинар – практикум, после которого педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты «Отношение педагогов – участников семинара к социо-игровой технологии». Результаты анкетирования показали:

- 54 % -  педагогов позиционировали себя как сторонники внедрения технологии в практику работы,

- 33 % - не считают нужным вести поиск новых технологий взаимодействия с ребёнком,

- 12 % - педагогов не определились.

Таким образом, целью  работы стало  методическое сопровождение реализации  социо – игровой технологии и поддержка  педагогов в процессе  внедрения  приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

 

Методическое сопровождение

Диагностика

Информация

Консультирование

Помощь в первичной реализации

Анализ усвоения программы воспитанниками, на основе которого  были составлены перспективные планы непосредственно образовательной деятельности, куда были включены приемы и методы   социо-игрового взаимодействия

Методические рекомендации по внедрению приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательную работу

Рекомендации по составлению перспективного плана непосредственно образовательной деятельности, с включением приемов и методов   социо-игрового подхода

Составление маршрутов профессиональной деятельности воспитателя   по использованию приемов и методов  социо-игрового подхода, раскрывающие механизмы решения проблемы,

Мониторинг использования педагогами   приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Разработка механизма реализации приемов и методов  социо-игрового подхода в ДОУ

Рекомендации по способам  взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе использования приемов и методов  социо-игрового подхода

Помощь педагогам, путём использования адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателей методов и приёмов.

Анализ результатов использования педагогами   приемов и методов  социо-игрового подхода

Для повышение уровня теоретических знаний педагогов и осознания ими необходимости использования приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе  был проведён обучающий семинар. С целью повышения уровня практических умений педагогов проводились мастер-классы; семинары-практикумы; тренинги.

Рекомендации по реализации проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей

Помощь педагогам в обобщении и представлении опыта использования   приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками на

Анализ состояния готовности  педагогов к  использованию  приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Определение перспектив работы ДОУ по проблеме использования педагогами   приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Предметно – пространственная среда для организации игровой деятельности и подгрупповой деятельности дошкольников.

        

Работа педагогического кабинета была организована по направлениям: нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации по использованию приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Ожидаемые результаты

• Сборник методических рекомендаций (описание технологий и содержание игр, конспекты мероприятий) .

• Усовершенствование предметно-развивающей среды.

• Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника за счет органического единства воспитательного и образовательного процесса.

• Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов.

Первые наработки педагогов  по данной теме  показали, что в  процессе внедрения в практику  социо – игровых подходов в детском саду:

-   создаётся  атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;

 - воспитатели стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;

 активно обучают воспитанников  эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;

 педагоги    стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными  возможностями.

- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;  снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.

Выпускники нашего  детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.

          Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со взрослыми и сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Нам бы хотелось, чтобы воспитатели, у которых есть желание и цели, которые не могут осуществиться без увлечённости, уверенности, гордости и творчества детей смогли бы найти в нашем опыте средства для осуществления своих  профессиональных желаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...