Проект «Приобщение дошкольников к культурным народным традициям» в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)

Шиканова Мария Михайловна

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома. 

Данный проект показывает планирование работы с детьми на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_k_narodnoy_kulture.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

ВИЗИТКА  ПРОЕКТА

«Приобщение дошкольников к культурным народным традициям»

Образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад № 1» г. Ярославль

ФИО, должность

Князева Светлана Игоревна, воспитатель

Шиканова Мария Михайловна, воспитатель

Тема проекта

Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с народной культурой.

Актуальность

Детство - время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Именно на ценностях родной культуры у детей следует формировать духовный мир ребенка, отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.

Типология проекта

 Информационный, творческо-игровой.

Продолжительность проекта

долгосрочный (октябрь 2021г. – апрель 2022г).

Категория участников

Дети 6-7 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников

Цель проекта

Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи проекта

Для детей:

Для педагогов:

Для родителей:

  1. Пробудить интерес детей и к истории и культуре России и  Ярославского края.
  2. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  3. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь .
  4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  5. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом
  6. Развивать внимание, самостоятельность.

  1. Организовать и провести в течение учебного года мероприятия и культурные практики.
  2. Подготовить консультации для родителей.
  3. Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре
  4. Создавать информационную базу: накапливание дидактического материала, ознакомление с методическими разработками по данной теме.
  5. Способствовать укреплению дружественных отношений в коллективе сверстников.  Создавать условия для благополучного и комфортного пребывания детей в группе.

  1. Создавать условия для совместной деятельности детей и их родителей.
  2. Пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России и  Ярославского края.

Методы, используемые в проекте

  • непосредственно-образовательная деятельность.
  • художественное творчество.
  • чтение художественной литературы.
  • игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  • экскурсии;
  • презентации;
  • беседы;
  • развлечения, досуги
  • взаимодействие с родителями.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

Для педагогов:

Для родителей:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  • Формирование чувств национального достоинства.
  • Широкое использование всех видов фольклора.

 

  • Взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
  • Пополнение  РППС дидактическими играми.
  • Совершенствование профессиональной компетентности по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и народным традициям.
  • Тесное сотрудничество с педагогами.

  • Сформированная активная родительская позиция;
  • Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;
  • Активное участие родителей в жизни группы.
  • Проявление интереса к продуктивной деятельности совместно с детьми.

Проблемные вопросы проекта

  • Как вести себя на улице?
  • Кто мне поможет?

  Этапы проекта

Название

Деятельность участников проекта

1.Подготовительный этап

Педагог

Диагностика.

Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта; подбор литературы; прогнозирование результатов.

Дети

Обсуждение воспитателя с детьми вопросов, связанных с проведением проекта.

Родители

Анкетирование

2.Основной этап

Педагог

Непосредственная деятельность по проекту (проведение бесед, народных праздников), индивидуальная работа с детьми, поэтапная оценка.
Дети

Деятельность по плану.  Внесение дополнений. Знакомство с устным народным творчеством русского народа.

Родители

Привлечение родителей к предстоящим мероприятиям; индивидуальные консультации по участию.

3.Заключительный этап

Педагог

Совместная с детьми деятельность, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.

Дети

Участие в праздниках, обрядах.

Диагностика. Подготовка презентации для выступления «Из опыта работы».

Родители

Совместная деятельность с детьми, выставки: «Подскажите-ка друзья, где здесь мама, а где я?», «Новогодняя елочка», «Пасху радостно встречаем». Оформление газет, альбомов.

Перспективный план

Месяц

Тема

Формы работы

октябрь

Ярославль – мой родной город

1. Беседа о таланте русского народа – народные игры

2. Беседа о городах России, о Ярославле

3. «Страна, в которой мы живем». Природа России

ноябрь

Широка страна моя родная.

1. Рассматривание кукол в русский национальной одежде

2. Рассматривание народных кремлей древних русских городов.

3. «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн».

4. Рассматривание карты России – закрепление знаний о природе страны.

декабрь

Новогодняя ярмарка

1. «Выставка изделий народно-прикладного искусства».

2. Рассказ воспитателя о традиции встречать Новый год.

январь

Культура и традиции народов

1. Чтение главы из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем».

2. «Культура и традиции русского народа».

3. Знакомство с глобусом

4. Знакомство с жизнью народов России.

февраль

Победа в воздухе не вьется, а руками достается

1. Рассказ о русских традициях – проводы в армию.

2. Рассматривание иллюстраций воинов. День защитников Отечества.

3. Чтение рассказа Н. Емельянова, В. Челинцева «Окся-труженица».

март

Мы – россияне!

1. Рассказ о народных традициях – Масленица.

2. «Мы все – жители планеты Земля.

3. Беседа о России. Чтение стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря – океаны».

4. Рассказ о народных традициях – именины.

апрель

Сказки каждый день

1. Литературная викторина по русский народным сказкам.

2. Рассказ о национальных традициях русского народа. Хлебосольство.

3. Экскурсии «Ах ты, русская изба!.

4. Беседа о русских народных куколках.

Вывод

Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей вырабатывается устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, понимают то, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.

 Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предварительная работа в рамках тематической ситуации «Родной край. Народные традиции» в подготовительной к школе группы

Русский народ имеет  богатые традиций,   поэтому наше внимание мы обращаем    на народные  традиции, обычаи.  В феврале м-це, тематическая ситуация  месяца...

предварительная работа в рамках тематической ситуации «Родной край. Народные традиции» в подготовительной к школе группы

Русский народ имеет  богатые традиций,   поэтому наше внимание мы обращаем    на народные  традиции, обычаи.  В феврале м-це, тематическая ситуация  месяца...

Приобщение дошкольников к русским народным традициям. Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем Деду с Бабкой»

Разработанный мной конспект НОД способствует приобщению детей к истокам русских народных традиций, даёт начальные представления о культуре нашего народа....

Проект «Спасибо деду за Победу», реализуемый с воспитанниками подготовительной к школе группы Практика духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Епифанова Оксана Владимировна воспитатель, квалификационная категория первая

Лесосибирск - 2020гАктуальность.Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается ветеранов – живых участников тяжелых боев. Но память о людях, ценою своей жизни защитивших нашу Родину, д...

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе  группы...

НОД по ознакомлению с окружающим "Народные традиции. Масленица". Подготовительная к школе группа.

У каждого народа есть свои традиции и праздники. Одним из самых любимых русских праздников с давних пор является Масленица. Масленица - это первая встреча весны. Масленица начинатся в конце зимы и дли...