Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
статья (подготовительная группа)

Дошкольное детство - время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (В. А. Сухомлинский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сарандаева Анастасия Николаевна

воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Дети, рожденные в век информационных технологий, уже не знают, что такое «кубик-рубик», а такие всеми давно любимые «игрушка – свистулька», сделанная из глины или «тряпичная кукла» для них что-то из области фантастики, зато им отлично известны такие игры, как «Minecraft», «Brawl Stars» или «Roblox». Мы живем в огромных мегаполисах, «каменных джунглях», наша жизнь подчинена стремительному ритму времени. Люди хотят успеть объять «необъятное», совершенно забывая об истинной природе человека. А ведь чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, каждому человеку и каждому народу, надо знать себя, других людей, другие народы, понимать свое место в мире природы. И возможно поэтому самый благодарный и благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, просеянных сквозь сито веков.

Дошкольное детство - время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (В. А. Сухомлинский).

Что же мы, педагоги, можем сделать для того, чтобы воспитать дошкольников духовно богатыми, в то время, когда информационно-коммуникационная сеть и средства массовой информации зачастую несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Как мы, взрослые, можем уберечь наших детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Выход из данной ситуации мы увидели в возрождении и приобщении ребенка к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей его развития.

Ведущей идеей проекта стало воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей. Данный проект ориентирован на детей 6-7 лет и их родителей (законных представителей). Только на этапе разработки проекта, он привлек и заинтересовал 80 % взрослых.

Целью проекта являлось приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

  • Формирование системы знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формирование устойчивого, познавательного интереса к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Воспитание желание возродить лучшие традиции русского народа – это задачи, которые были перед нами поставлены и успешно решены. благодаря включению в проект мероприятий, направленных на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Для родителей и совместно с родителями были оформлены фото - выставки, выставки народных игрушек, костюмов, старинной домашней утвари, родители с огромным желанием представляли свои мини - проекты, презентации по данной тематике. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих работ. В группе был создан мини- музей «От былинных богатырей до современных защитников Отечества», проведен мастер – класс для «Кукла-оберег». С неподдельным желанием дети играли в русские народные игры, разучивали стихи и песни тех времен. Восторг вызывали необычайной красоты национальные костюмы разных народов.

Прелесть данного проекта в том, что он позволил взрослым стать немного детьми, а детям увидеть своих родителей с новой стороны. Оказывается, папы и мамы бывают не только строгими, но и они могут «впасть в детство» и поиграть с теми игрушками, которыми в детстве играли их мамы и папы, бабушки и дедушки. Все участники проекта получили невероятный обмен энергией.

Для меня было важно, что данная деятельность не была задана мною заранее, в виде той или иной схемы, а строилась самими детьми и их родителями по мере поступления и получения информации.

C:\Users\ACER\Desktop\фото распечатать\занят истоки\IMG_20211215_155743.jpg

C:\Users\ACER\Desktop\фото распечатать\занят истоки\IMG_20211216_105900.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...