Программа "Одарённый ребёнок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Полякова Анна Юрьевна

Детство является благоприяьным периодом для развития одарённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Одарённый ребёнок"32.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Программа «Одаренный ребенок»

                 Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного

                                         возраста в условиях детского сада.

                                                          Паспорт программы

Наименование

программы

Одаренный ребенок

Разработчики программы

Творческая группа МБДОУ №86 «Сударушка»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив МБДОУ №86»Сударушка»

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных маршрутов;

- повышение квалификации педагогов в рамках самообразования по теме «Одаренные дети»;

- совершенствование системы работы с одарёнными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

1.ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы образования характеризуется всё

большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала

развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,

значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей

потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,

способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных

детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать

одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития

одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает

практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны,

ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и

родителей необходимых знаний о методах выявления и развития

одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике

дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки

целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического

коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых

дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные

институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными

детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников

в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и

обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия

для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для

выявления скрытой до определенного времени одаренности других

воспитанников.

Пояснительная записка

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности

является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый

ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при

благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность

каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей

главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для

раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их

последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует

подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает

надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким

образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не

затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и

обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении,

мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно

большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и

креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в

этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так

и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие

неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление

модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения

работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы

поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и

апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная

активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной

нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых

образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного

возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность

мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость

на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в

образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с

предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению

и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную

активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких

специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы

дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая

является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации

творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей

дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и

развития одаренных детей, их самореализации.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей

коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на

фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного

пространства детского сада для социально значимой реализации

индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к

включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от

реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи программы.

1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора

одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.

2. Создать максимально благоприятные условия для

интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и

в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в

научно-исследовательской и поисковой деятельности.

3. Внедрение инновационных педагогических технологий

воспитания и обучения одаренных детей.

4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов

с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и

реализации образовательных и творческих возможностей.

5. Совершенствовать научно-методическое и психологопедагогическое сопровождение одаренных детей.

6. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими

общественными организациями, учреждениями дополнительного

образования.

7. Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на

муниципальном и региональном уровне.

8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

Механизмы реализации программы.

1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее

дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся

социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными

детьми.

2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации

педагогов на управление развитием исследовательских и творческих

способностей учащихся.

3. Совершенствование технологии портфолио для построения

индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

 Интеллектуальная сфера

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и

исключительной памятью

- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и

практически применяет свои знания

- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

- часто с головой уходит в то или иное занятие

- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

 Сфера академических достижений

- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас,

исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и

измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет

необычное для своего возраста понимание математических отношений.

- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям;

проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует

опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей;

хорошо схватывает абстрактные понимания.

 Творчество

- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой

уходить” в интересную работу, занятие;

- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает

всё по-своему;

- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В

использовании материалов и идей;

- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной

ситуации;

- способен продуцировать оригинальные идеи;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию

материалов.

 Общение и лидерство

- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм

и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные

для его возраста.

 Сфера художественной деятельности (изобразительное

искусство):

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

- проводит много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

 Музыка:

- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

 Двигательная сфера:

- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей

тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных

упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой,

демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Основные составляющие и методические рекомендации программы

психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

1. Использовать перспективное планирование для организации

систематического интеллектуально познавательного развития одарённых

детей.

2. Помнить о познавательной нагрузке образовательной

деятельности. С целью оптимизации можно использовать:

 блоки дополнительной информации для индивидуального или

группового воздействия;

 модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и

упражнений.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать

следующие блоки:

вводящие новую информацию (навыки, операции);

закрепляющие новую информацию;

систематизирующие новую информацию.

4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные

занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует

структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие –

мышление – воображение.

5. Систематически проводить:

 контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в

соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);

 психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики

психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными

детьми:

Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми

являются:

1. Системный подход, который реализуется через:

интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей

на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные

учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);

интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях

развития одаренных детей, учитывая их способности;

взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с

развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой

деятельности детей;

взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том

числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с

индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных

детей;

направленность на формирование целостной индивидуальности

дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и

эмоционально-волевую сферы;

обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов

учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного

ребенка);

наличие соответствующей подсистемы организационно-методического

обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка

и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных

материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).

2. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в

человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности

преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам

разума, красоты и добра».

3. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных

детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен

воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе,

содержание которой направлено на реализацию его непосредственных

интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка

в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя

не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им

обязательным программным материалом.

4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания,

обучения и развития одаренных детей предполагает, что процесс развития

одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до

завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.

5. Принцип развития важен для целенаправленного

программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы

творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом,

чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а

последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным

видам деятельности, искусств.

6. Комплексный подход к работе с одаренными детьми

предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:

принцип комплексности в преподавании различных предметов и

искусств на интегративной основе;

принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться

любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.

Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому

делу он будет относиться с отвращением;

принцип «комфортности» в обучении включает создание

благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального,

литературного и т.д.);

принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя

откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр,

музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться

невостребованным и уже ненужным;

В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются

четыре основных стратегии обучения:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и

возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным

темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и

только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития

одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения

применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности

не представляется возможным.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,

которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной

конкретной области знания или области деятельности. При этом

предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.

3. Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей

оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных

занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование

личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае

состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся

сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что

способствует формированию у воспитанника личностного подхода к

изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана

сознания. Как правило, такие программы не существуют как

самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ,

либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ

 

Направления работы в рамках программы

 Координационное направление:

 организация работы всего коллектива детского сада;

 создание предметных базовых площадок;

 интеграция в рамках данного направления деятельности

дополнительного образования;

 обеспечение нормативно-правовой базы;

 ресурсное обеспечение;

 контроль и анализ деятельности.

 Диагностическое направление:

 формирование банка методического обеспечения для выявления

одаренности;

 проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для

выявления одаренных детей;

 проведение диагностики одаренных детей;

 диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

 создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».

 Кадровое направление:

 определение критериев эффективности педагогической работы с

одаренными детьми;

 повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

 оказание информационной, методической и финансовой помощи

педагогам;

 создание творческой группы педагогов, работающих с

одаренными детьми;

 создание условий для отработки и применения новых

педагогических технологий.

 Развивающее направление:

 создание образовательной среды для развития одаренных детей;

 организация кружков интеллектуальной, художественноэстетической направленности;

 создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и

других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

 обеспечение материально-технической базы;

 создание системы психологического сопровождения одаренных

детей;

 использование информационно-коммуникационных технологий.

 Информационное направление:

 привлечение внимания педагогической общественности, органов

государственного управления, средств массовой информации к проблемам

одаренных детей;

 организация работы библиотеки;

 создание банка образовательных программ, диагностических и

методических материалов;

 информационная поддержка педагогов, работающих с

одаренными детьми.

Формы работы с одаренными детьми

 Индивидуальный подход в образовательной деятельности,

использование в практике элементов дифференцированного обучения,

проведение нестандартных форм занятий;

 Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками,

подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;

 Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных

конкурсах;

 Психологические консультации, тренинги, тестирование;

 Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные

соревнования;

 Посещение предметных и творческих кружков по способностям,

а также спортивных секций по интересам;

 Использование современных средств информации (Интернет,

медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

 Создание детских портфолио.

Участники реализации программы

Руководители:

- Заведующий ДОУ

- Методист

Творческая группа:

- воспитатели;

- специалисты и педагоги дополнительного образования;

- логопед

А так же:

- воспитанники детского сада

- родители детей

- педагоги ДОУ

Ожидаемые результаты

1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с

различными типами одаренности.

2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных

и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,

создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной

и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями

учащихся.

3. Использование системы диагностики для выявления и

отслеживания различных типов одаренности.

4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной

работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной,

художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

5. Обобщение и систематизация материалов педагогической

практики.

6. Повышение ответственности воспитателей детского сада при

организации работы с одаренными детьми.

7. Активизация участия родителей и окружающего социума в

работе с одаренными детьми.

8. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного

процесса воспитанников.

9. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного

отношения к одаренным детям.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия

воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к

различным видам деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к

исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с

одарёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

форма

задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1. Ознакомление с пространственными

отношениями.

2. Развитие элементов логического мышления.

3. Развитие речи и ознакомление с художественной

литературой.

4. Развитие элементарных математических

представлений.

5. Подготовка к обучению грамоте.

6. Конструирование.

7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8. Ознакомление с природой.

9. Ознакомление с элементарными физическими

явлениями.

10. Изобразительное искусству

Спортивные

мероприятия

Развитие физических способностей.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем

внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение

родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного

ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных

детей для проявления творческих и интеллектуальных

способносте

Рекомендуемая литература

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко

Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В.,

Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г.

Ростов-на-Дону, 2004.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса.

2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....