Статья "Культуроведческие практики с детьми старшего дошкольного возраста"
статья

Белявская Анастасия Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturovedcheskie_praktiki_statya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Культуроведческие практики с детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время историческая тенденция в смене доминантных образовательных идей, начиная с первого образовательного уровня (дошкольного образования), связана с тенденциями культурно-цивилизационного развития общества.

Действительно, современная эпоха вовлекает в интенсивные связи и отношения множество культур, превращая их в факт современного бытия. В связи с этим культуроведческий фактор образования становится настоятельной потребностью времени, общества и индивида. Утверждающаяся в российской образовательной системе гуманистическая парадигма поставила в центр педагогических процессов личность ребенка независимо от его возраста и типа образовательного учреждения.

Изучением культурологического подхода занимались Е.В.Бондаревская [1], Н.Б.Крылова [3], Л.С.Выготский [2], Н.Е.Щуркова [5] и др.

Собственно определение сущности и целостная характеристика культурологического подхода в образовании и педагогике стали специальным предметом рассмотрения таких исследователей, как Н.Б. Крыловой [3], Е.В. Бондаревской [1].

 С позиции культурологического подхода дошкольное образование определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посредника между ребенком и культурой.

Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искусством, художественной литературой, музыкой, социальным миром, природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир ребенка).

Данные теоретико-методологические положения позволили приступить к исследованию формирования культуроведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе культуроведческой практики исторического краеведения.

В процессе работы было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что формирование культуроведческих представлений у старших дошкольников будет устойчивым, если воспитатель реализует следующие психолого-педагогические условия:

  • определены основные показатели культуроведческих представлений у дошкольников;
  • в процесс взаимодействия с детьми включаются серии культуроведческих практик, в том числе историческое краеведение (ознакомление с историей и культурой родного города).

Следует отметить, что в последние десятилетия отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела в 2000 г. Н. Б. Крылова [3].

Так, Н. Б. Крылова [3] определяет, что культурные практики – это формы совместной деятельности, направленные на саморазвитие ребенка в детско-взрослой общности; взаимодействие детей и взрослых; взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.

Согласно ФГОС дошкольного образования [4], культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Были определены следующие показатели развития культуроведческих представлений о родном городе:

•        эмоционально-положительное отношение ребенка к родному городу;

•        проявление увлеченности, эмоциональности при последующем отражении впечатлений в рисунках, играх;

•        вопросы о городе, адресованные воспитателям и родителям; стремление узнать нечто новое о родном городе, представленных в нем предметах, памятниках и достопримечательностях;

•        умение самостоятельно рассказывать о городе.

Разработана культуроведческая практика исторического краеведения по темам: «Памятные места Пскова, связанные с именем княгини Ольги», «История Псковского Кремля».

Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В Бондаревская., С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Педология. 1928. - №1. - С. 58 - 77.
  3. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М., Народное образование, 2000. – 51 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
  5. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. поиск, 1998. – 77 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция «Магниты». Основание – пут...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологий культурных практик по теме "Есть такая профессия - Родину защищать".

С помощью данной образовательной деятельности дети смогут актуализировать свои знания о военных профессиях через восприятие художественной литературы....

Синквейн в практике работы логопеда детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи

В статье дается определение понятия технологии «синквейн», изложены преимущества этой технологии в работе со старшими дошкольниками, имеющими   тяжелое нарушение речи, сформулиро...

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...

Конспект культурной практики с детьми старшего дошкольного возраста «Новые открытия» ( с использованием сибирского борда)

Цель: развивать любознательность, инициативу в ходе знакомства с новым оборудованием....

Использование музейного пространства в образовательной практике с детьми старшего дошкольного возраста

Использование музейного пространства в образовательной практике с детьми старшего дошкольного возраста...