Статья на РМО "Игра в шахматы"
статья (старшая группа)

Фомина Любовь Сергеевна

Неоспорима польза игры в шахматы для дошкольников, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, дети получают мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шахматы 18.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.»

В.А Сухомлинский.


Актуальность игры в шахматы обусловлена тем, что родители и педагоги жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игры в шахматы.

Исследования И.Г Сухина, С.В. Герасимова, В.И. Дубовского, Ю.В. Михайловой показывают, что важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Известно, что некоторые из великих шахматистов познакомились с игрой дошкольном возрасте: это и российский шахматист Анатолий Евгеньевич Карпов, и шахматист из Кубы — Хосе Рауль Капабланка, и Пауль Петрович Керес из Эстонии.

Неоспорима польза игры в шахматы для дошкольников, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, дети получают мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Плюсы от игры в шахматы для дошкольников:

  • Развивается память. В процессе игры ребенок выстраивает в уме комбинации – ему приходится удерживать в голове различные положения фигур и представлять, как изменится картина, если он сделает тот или иной ход.
  • Улучшается внимание. Ребенок становится более сосредоточенным и усидчивым, учится погружаться в игру и не реагировать на посторонние раздражители.
  • Тренируется наглядно-образное мышление, а также ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве.
  • Быстрее развивается логическое мышление. Ребенок учится анализировать и прогнозировать ситуации. Он начинает замечать собственные ошибки и промахи противника.
  • Развивается речь. Ребенок слышит и сам произносит новые для него термины. Чего только стоит повторить «горизонталь» и «вертикаль».
  • Формируется целеустремленность. Игра учит малыша не опускать руки и бороться до конца.
  • Играя в шахматы, ребенок учится самостоятельно думать и, что важно, самостоятельно принимать решения.
  • Так как в игре приходится жертвовать фигурами, а иногда и проигрывать, ребенок учится справляться с потерями.
  • Игра в шахматы – это достойное увлечение и возможность получать интеллектуальное удовольствие. Если малыш полюбит решать умственные задачки, из которых и состоит игра в шахматы, ему будет легче осваивать и другие области знаний. Любознательность, стремление понять, найти решение в любой ситуации сделают его жизнь не только интересней, но и помогут стать успешным.

Главный секрет- ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям. Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре.

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

Процесс обучения в ДОУ может проходить в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Для закрепления знаний о фигурах можно использовать разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

Так же вне занятий, с юными шахматистами, можно  повторять пройденное: делать наглядные пособия из цветной бумаги и картона, лепить шахматные фигуры из пластилина, что поможет детям запомнить названия фигур, их ходы. В работе возможно использование ребусов, загадок, занимательных задач для дошкольников.

Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере.

В середине занятия необходимо проводить физкультминутку, в идеале, основанную на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того как ребенок будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному

Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят "да ему подсказывали", или "а у меня просто голова болит", "я не хочу играть". Необходимо объяснять, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь всякий раз понять, что именно он сделал не так.

Не с первых дней, но потихоньку необходимо приучать ребенка к серьезному отношению к игре: "шахматы любят тишину", "в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход".

В заключении хочется сказать, что игра в шахматы учит ребенка разумно мыслить, рассудительно и творчески подходить к решению самых сложных задач, быстро и правильно предпринимать шаги. Со временем он сможет одинаково спокойно встречать свои победы и поражения, а также самостоятельно нести за них ответственность.

У родителей появится возможность наблюдать, как у ребенка появится привычка быстро концентрировать внимание и значительно улучшится память. Он станет усидчивым, обязательным и рассудительным.

 Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"

Шахматы   - это не увлечение, шахматы - это жизнь....

Игра-презентация "Кто хочет стать миллионером" (Шахматы)

Данная игра составлена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером". Тема игры: "Шахматы"...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

Статья "Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста."

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разн...

Статья "Шахматы как средство развития логического мышления у детей 4-5 лет"

Шахматы в детском саду — это актуальная тема. Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался с самых ранних лет. Шахматы помогают развивать логическое мышление у дошкольников....

Статья "Обучение дошкольников игре в шахматы"

Обучение дошкольников игре в шахматы...

Статья "Польза шахмат для развития ребенка". Старшая группа

В статье прописано значение обучения игры в шахматы в дошкольном возрасте. Раскрывается польза шахмат для всестороннего и гармоничного развития личности и познавательного процесса ребенка....