ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ДОО ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СО ШКОЛОЙ
статья (подготовительная группа)

Ботнарчук Алена Ивановна

 Семья, дошкольное учреждение и школа заинтересованы в социализации детей, и для этого объединяют свои усилия в процессе воспитательной деятельности. Сейчас любое учреждение стремится сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, полноценно развивать и создавать необходимые условия для расширения их кругозора.Одной из форм партнерского взаимодействия с родителями является дистанционное общение посредством сайта образовательной организации, где есть разделы «Отзывы об учреждении», «Обращение к руководителю», где все желающие могут оставить свои пожелания, предложения по любым вопросам работы образовательной организации (о том, когда вставать в очередь, какие есть льготы, какие нужны документы и другие вопросы)

Кроме того, конечно же, никто не отменяет такие общепринятые формы взаимодействия с родителями (законными представителями), как:

  • групповые родительские собрания. Как показывает практика, они позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание, например, диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели представляют результаты проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения воспитанников, организуя выставки детских работ, концертные программы и т. д.;
  • консультации педагогов-специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед);
  • семинары, в том числе и семинары-практикумы, где родители могут получить некий готовый «продукт»;
  • открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности, в ходе которых родители в реалиях видят результаты, достигнутые их детьми;
  • совместные праздники и досуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_roditeli_doo_i_shkola.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ДОО ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СО ШКОЛОЙ

Уже сегодня делайте то,

о чем другие подумают только завтра

У. Черчилль

Проблема преемственности была и остается актуальной задачей семей воспитанников, дошкольного учреждения и школы, решение которой осуществляется на протяжении многих лет. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Данные субъекты воспитательно-образовательного процесса ставят одну из важных задач реализовать педагогическую деятельность таким образом, чтобы для ребенка подготовительной к школе группы этот переход прошел с легкой степенью адаптации и не нарушал его как личность со своими интересами и желаниями.

Педагоги начальной школы хотят с первого дня видеть настоящего школьника - самостоятельного, умеющего читать и писать, говорить ясно и точно, желающего учиться и взаимодействовать с другими без стеснения. Данная позиция затрагивает физиологическую, личностную и психологическую готовность ребенка к школе, которые влияют на успеваемость и является базой при формировании психологической и социальной готовности к школе.

 Семья, дошкольное учреждение и школа заинтересованы в социализации детей, и для этого объединяют свои усилия в процессе воспитательной деятельности. Сейчас любое учреждение стремится сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, полноценно развивать и создавать необходимые условия для расширения их кругозора.

Согласно Федеральному закону «Об Образовании РФ» от 29.12. 2012 года. за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты помогают, поддерживают, направляют и дополняют их воспитательную деятельность. Поэтому приоритет в развитии ребенка отдается семьям воспитанников.

В связи с этим в настоящее время наше общество требует поиска новых форм и методов взаимодействия между всеми социальными институтами: семья, дошкольное учреждение и школа. Для вовлечения родительского сообщества к дальнейшим совместным действиям актуальными в наши дни становятся дистанционные образовательные технологии, оказывающие поддержку в работе с детьми и родителями. В современном обществе значительно расширяются возможности организации эффективного общения с родителями через интернет - ресурсы.

Одной из форм партнерского взаимодействия с родителями является дистанционное общение посредством сайта образовательной организации, где есть разделы «Отзывы об учреждении», «Обращение к руководителю», где все желающие могут оставить свои пожелания, предложения по любым вопросам работы образовательной организации (о том, когда вставать в очередь, какие есть льготы, какие нужны документы и другие вопросы)

Кроме того, конечно же, никто не отменяет такие общепринятые формы взаимодействия с родителями (законными представителями), как:

  • групповые родительские собрания. Как показывает практика, они позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание, например, диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели представляют результаты проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения воспитанников, организуя выставки детских работ, концертные программы и т. д.;
  • консультации педагогов-специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед);
  • семинары, в том числе и семинары-практикумы, где родители могут получить некий готовый «продукт»;
  • открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности, в ходе которых родители в реалиях видят результаты, достигнутые их детьми;
  • совместные праздники и досуг.

Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности

Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:

  • организовывать поддержку в реальной и дистанционной формах. В последнем случае очень результативна работа педагога-психолога и учителя-логопеда. Как показала практика, не все родители могут обсудить возникающие проблемы с глазу на глаз, а дистанционная форма предоставляет для этого прекрасную возможность;
  • обсуждать проблемы совместно, в кругу других родителей;
  • давать информацию через инфостенды различной тематики, включая и ответы на те вопросы, которые интересны родителям (по результатам опроса);
  • привлекать родительскую общественность к участию в жизни дошкольных групп. Прекрасно проходит цикл образовательных дистанционных проектов «Встретим вместе Новый год», «Интерактивная радуга», «Ленинградский День Победы», «Одна на всех Великая Победа» в ходе которых родители становятся активными участниками образовательной деятельности, знакомят детей с познавательным материалом, делятся идеями. Это ведет к более тесному взаимодействию родителей и образовательной организации, к доверительности и открытости образовательного процесса. 

Наиболее важным моментом в партнерском взаимодействии является организация и проведение в октябре и в апреле акции «Неделя первоклассника»:

  • учителя 1-х классов проводят открытые уроки для педагогов дошкольных групп. Появляется возможность увидеть своих детей в учебном процессе, их активность на уроке, особенности восприятия учебного материала, поведение;
  • школы организовывают экскурсии. Огромный интерес вызывает посещение спортивного зала, столовой, библиотеки, где они читают стихи, вспоминают знакомые литературные произведения. Экскурсия – это возможность пообщаться с детьми, которые раньше посещали дошкольные группы, побеседовать с ними, послушать их рассказы о школе. Такие встречи дают возможность легче пройти школьную адаптацию и вселяют в будущего школьника уверенность в своих силах;
  • к примеру, посещение музея боевой славы одной из школ в преддверии 23 Февраля и 9 Мая – решение задачи нравственно-патриотического воспитания. Дети очень внимательно слушают экскурсоводов-учеников, задают много вопросов. В роли экскурсоводов часто выступают бывшие выпускники этого же детского сада. Это очень приятно!

Положительную результативность приносят ежегодные приглашения педагогов-психологов, учителей-логопедов школ и учителей начальных классов на заседания родительских собраниях или круглые столы в дошкольных группах для знакомства с родителями. Педагоги отвечают на вопросы родителей, рассказывают о школьных программах, об особенностях школ. Родители также могут получить индивидуальные консультации педагогов школ по интересующим вопросам. 

В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей.

В подготовительной группе необходимо провести анкетирование родителей будущих первоклассников. Цель анкетирования – выявление ожиданий родителей от школы, понимание возможностей своего ребенка. Например, анкета содержит такой вопрос: «Каковы ваши ожидания от школы?» и даются варианты ответов: «Мой ребенок будет учиться на отлично», «Ребенок-хорошист», «Вытянет на 3», «Беспросветный двоечник», «Найдет новых друзей», «Меньше встречаешься с учителем – крепче спишь» и др.

Это позволяет педагогам дошкольных групп скорректировать свою работу и при необходимости внести изменения в содержание запланированных мероприятий по преемственности.

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учебе есть там, где налажены тесные контакты учителей школы, воспитателей и специалистов дошкольных групп, организован обмен опытом. 

Пожалуй, стоит зафиксировать несколько выводов:


  • Детский сад и школа обязательно должны взаимодействовать, в интересах ребенка. Пока сад и школа – «отдельные государства», преемственность сама собой не сложится.
  • Нужна разработанная Программа преемственности, как документ, утверждающий модель взаимодействия, ее формы, форматы, результаты, - как договор сотрудничества между школой и садом.
  • Даже если в школу приходят дети из разных садов, а из сада дети идут в разные школы, в формате сетевого взаимодействия это возможно, также, при неравномерном качестве дошкольного образования между ДОУ, нужно налаживать сетевое взаимодействие дошкольных площадок.
  • Необходимо объединение усилий кадров сада и школы: воспитателей выпускных групп, учителей начальной школы, методистов и управленцев – как минимум.
  • Оптимальный ход – совместная деятельность дошкольников и школьников в разновозрастных группах как часть образовательной программы (2-3 дня в четверти). Суть в том, чтобы создать для детей общую деятельность, которой нет ни в школе, ни в дошкольном учреждении. И на этой общей деятельности возникнет эффект синергии, который даст прирост и прорыв качества, обеспечит тот самый переход.
  • Без понимания психологических особенностей возраста, психологических кризисов и стратегий поведения взрослого по отношению к ребенку разных возрастов, выстроить эффективную модель перехода не получится.
  • Важный участник программы перехода – родители, как коллективный субъект. Стоит уделить много внимания тому, чтобы родители поддержали программу преемственности и стали ее активными участниками (имеет смысл заложить в программу совместную деятельность детей, педагогов и родителей дошкольников и школьников).

Мы, конечно, понимаем, что реализация преемственности дошкольного и начального образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. На протяжении многих лет она обсуждается учеными, специалистами в области образования, педагогами, родителями. Неслучайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Необходимость реализации программы преемственности дошкольных групп и школы в рамках оптимизации образовательных организаций в новые образовательные комплексы является значимой и очень важной. Как говорил В. А. Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

Литература:

  1. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями.-Начальная школа: плюс-минус, 2002г. № 2.
  2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.- Айрис-Пресс., 2006г.
  3. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. - Начальная школа,2000г. № 1.
  4. Гафурова И.М., Педагогический совет: Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную: Методическое пособие.- Паритет, 2003 г.
  5. Денякина Л. Н. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Материалы научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.- КРИПК и ПРО, 2007г.
  6. Должикова Р. А.,. Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. , Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.- Школьная Пресса, 2008 г.
  7. Кадашникова Н.Ю., Педагогические советы. Выпуск 9. Проблемы преемственности начального и основного образования.- Учитель, 2008г.
  8. Калганова И. Н. Преемственность дошкольного и начального образования. - Начальная школа – 2007г. № 2.
  9. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе.- Педагогическое общество России, 2006 г.
  10. Кукушкина В. Преемственность в работе ДОУ и школы. - Начальная школа – 2001г. № 1.
  11. Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.- Генезис, 2014 г.
  12. Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: теория и практика. Сборник научных трудов кафедры начального и дошкольного образования. /Составитель: И. А. Дядюнова. – М.: АПКиППРО, 2005г.
  13. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. - М., 2006г.
  14. Родионова Е. С. Преемственность в работе детского сада и школы. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2010 г.№ 10.
  15. Федосова Н. А. Подготовка к обучению в школе – основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. - Начальная школа, 2010г. № 10.
  16. . Холомкина А. И. О преемственности в работе начальной школы и детского сада. - Начальная школа, 2007 г.№ 7.
  17. Яшина В. И., Максимова М. В., Преемственность в формировании словаря детей в детском саду и начальной школе.- Московский педагогический государственный университет,2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия семьями воспитанников на 2018 – 2019 учебный год.

План взаимодействия семьями воспитанников на 2018 – 2019 учебный год....

Взаимодействие семьи и ДОО по программе «От рождения до школы"

Краткий обзор раздела "Взаимодействие детского сада с семьей", по программе "От рождения до школы"...

План взаимодействия семьями воспитанников на 2019 – 2020 учебный год.

План взаимодействия семьями воспитанников на 2019 – 2020 учебный год....

План взаимодействия семьями воспитанников на 2020-2021 учебный год.

План взаимодействия  с семьями воспитанников на 2020-2021 учебный год...

«Платформа Learning Apps как один из способов дистанционного взаимодействия семьями воспитанников»

В психолого-педагогической литературе нередко затрагивается проблема взаимодействия детского сада и семьи. Как институтам первой социализации ребенка, детскому саду и семье необходимо находить пу...

«Форма осуществления преемственности. Взаимодействие педагогов»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...