"Музейная педагогика в детском саду"
консультация

Ибрашева Наталья Георгиевна

Данная консультация посвящена проблеме использования музейной педагогики в детском образовательном учреждении и сотрудничества с родителями при создании музея в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_muzeynaya_pedagogika.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогов  на тему: «Музейная педагогика в детском саду»

Подготовила:

Ибрашева Наталья Георгиевна

Янаул 2022г.


В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.

На занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

При взаимодействии с детьми на тему музейной педагогики решаются следующие задачи:

1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

2. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

3. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

4. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

5. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историкокультурный контекст;

• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

• Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек - забав.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

«Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;

«Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора»,

«Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о роли собак в жизни человека;

Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

«Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе,

«Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи;

«Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

Картинная галерея;

Мини-музей природы

«Воинской доблести и славы» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...