Проект - метод развития детской инициативы
занимательные факты (средняя группа)

Волокитина Ольга Ивановна

Проект  - метод развития детской инициативы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  - метод развития детской инициативы

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок не рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью. Особую актуальность поддержка детской инициативы приобретает, когда речь идет о воспитании детей в условиях детского сада. На данный момент мы работаем с детьми, имеющими речевые нарушения и с детьми с нарушениями в развитии (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психического развития). Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными, принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит уверенность в своих силах.

Решение данной проблемы может осуществляться через вовлечение детей в проектную деятельность. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает использование метода проекта. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций, не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возраста, а дополняет ее.

Проектная деятельность в ДОУ – это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом.

Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Планирование любой проектной деятельности должно начинаться с обсуждения вопросов:

- Для чего?

- Зачем?

- В какой форме следует реализовывать продукт?

Проектная деятельность в ДОУ важна тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Методы и приемы:

 словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

 наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение) - эта группа методов является в моей работе ведущей, но применяется в комплексе с другими;

 практические (опыт, упражнение).

Средства: экскурсии, интернет ресурсы, фотоматериалы, познавательные центры в группах, детские коллекции, эксперимент, наблюдение, библиотека познавательной литературы. В практической деятельности садика  прорабатываем такие виды проектов:

- исследовательские, предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием наблюдения или эксперимента, например, «Вода – это жизнь!»;

- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте  

- творческие проекты направлены на совместное творчество детей и взрослых, они могут выполняться в игровой форме. Большой интерес у дошкольников вызывает работа, связанная с художественным творчеством, конструированием. Например, можно придумать музыкальный проект к новогодним праздникам, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

- приключенческие, игровые, предполагают активное вовлечение малышей в работу. Каждый участник творческой группы получает определенную роль, реальную возможность проявить свои индивидуальные способности. Такой вариант деятельности способствует формированию самостоятельности дошкольников, помогает воспитателю формировать навыки работы в команде, развивать коммуникативные способности каждого воспитанника ДОУ.

В проекте можно объединить содержание из реальных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов. В ходе совместной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть напряженной работе.

Таким образом, проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка, которая в обучении содержит в себе – игровую сущность, потребность создания своей предметной среды. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и современным, нежели отдельно развивать знания, умения, навыки на занятиях.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать свою индивидуальность. Все это 12 крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Очевидно, что проектная деятельность дает возможность организации эффективного взаимодействия специалистов ОУ при работе с разными детьми. Однако это возможно только при знании и соблюдении условий эффективности проектной деятельности. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

 

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с

2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2015, с. 12–15.

3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2016.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2017, с. 20–24.

5. Л.С. Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» - М.;АРКТИ, 2016

6. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2014. — с. 42.

7. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2015. — 80 с.

8. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

Методы и приёмы для развития детской инициативы на музыкальных занятиях раннего и младшего дошкольного возраста.

В данной статье я поднимаю вопрос о развитиии детской инициативы в рамках музыкального занятия....

Буклет "Развитие детской инициативы методами современных технологий"

Для инициативной личности характерно:•          Осознанность поведения;•          Самостоятельность...

Конспект родительского собрания «Развитие детской инициативы методами современных технологий».

Конспект родительского собрания «Развитие детской инициативы  методами современных технологий»....