«Развивайка» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Путешествие в стране блоков и палочек»
рабочая программа (средняя группа)

 "Развивайка"      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. " Путешествие в стране блоков и палочек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                             учреждение детский сад №1 «Светлячок»

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                        Заведующий

                                                                                                   _____Плакса Ю,С.

                                                                                              «____»________2021г.

«Развивайка»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

                 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

                        «Путешествие в стране блоков и палочек»

Возраст учащихся: 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                      Воспитатель:

 Лазюк Ирина Николаевна

                                                                                                 

                                                                                     

г.о. Спасск – Дальний.

2021г.

Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.

               

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы. 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; закладывает основы элементарных математических представлений, развивает математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывает ценностное отношение к математическим знаниям и умениям. Изучение математики приучает обучающихся логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения в игровой форме, учитывающая особенности детского развития и восприятия. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие обучающихся, результатом такого образования является формирование математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Этот дидактический материал способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления у обучающихся дошкольного возраста и формируют в комплексе все важные для умственного развития качества на протяжении всего дошкольного обучения, наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Постепенное усложнение материала по принципу «От простого к сложному», дает возможность ребенку легко и безошибочно справляться с заданиями.

Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить обучающихся к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей обучающихся, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления

  Направленность программы – Познавательно-интеллектуальная направленность

  Уровень освоения - базовый

   Отличительные особенности

Занятия по программе «Путешествие в стране блоков и палочек» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно дети создают сюжеты, картины из палочек, блоков , составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

Адресат программы   Программа описывает курс игр с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для детей среднего возраста, работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятия. Диагностика проводиться 2 раза в год (в октябре и мае).

Содержание данной программы развития логического мышления у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная  программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: - с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 17.02.2021), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

 - Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 31 июля 2020 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

 - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ); изменений к СанПиНу № 61573 от 21.12.2020г.;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

  Особенности организации образовательного процесса:

- учет интересов и способностей детей.

-желание родителей.

-добровольное участие.

-учет психофизических особенностей детей

-  Работа курса  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 20 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество,  индивидуальная корректировка действий.

- Программа описывает курс игр с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для детей среднего возраста, работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 20 минут

Всего 32 занятия.

 Диагностика проводиться 1 раз в год (в мае).

 Содержание данной  программы «Путешествие в стране блоков и палочек» построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

               1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование  познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи программы:

Воспитательные:

     

  1. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца;
  2. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Развивающие:

  1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;
  2. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому;
  3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.

Обучающие:

  1. Формирование  мыслительных  операций  (анализа,  синтеза,  сравнения,  обобщения, классификации, аналогии);
  2. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции;
  3. Обучать работать со схемой.

 

  1. Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с развивающими играми

3

3

2

Маленькие логики

11

11

3

Цветные палочки

18

18

мониторинг

1

1

ИТОГО

33

33

Учебный план модуля «Знакомство с развивающими играми

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с блоками Дьенеша.

«Найди фигуру

1

1

2

Знакомство с палочками Кьюзинера

2

2

Всего

3

3

Учебный план модуля «Маленькие логики»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Форма и размер

«Дупло белочки» (все квадратные)

«Мостик через реку» (все круглые)

«Ёжик» (все треугольные)

«Зайкин огород» (все прямоугольные)

Усложнение: выложить фигуры, чередуя по цвету

«Найди на ощупь драгоценный камень»  

5

1

4

2

Цвет и размер

«Веселые каркуши»

«Машинки»

Усложнение: составить на столе, опираясь на образец

«Дружат - не дружат»      

3

3

3

Толстые и тонкие

Усложнение: разложить толстые (тонкие) блоки по цвету: толстые синие, толстые красные, толстые желтые

1

1

4

Отрицания свойств.

«Угощение для медвежат»

«Угадай-ка»

2

2

Всего

11

1

10

Учебный план модуля «Цветные палочки»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Игры подготовительного этапа

«Сказочный город»

1

1

2

Знакомство с цветом

«Строим дорожки»

«Моделируем квадрат»

«Моделируем прямоугольник»

«Дом и мебель для матрешки»

«Собачка»

«Кошечка»

«Рисуем цветными палочками»

«Разноцветные заборы»

«Мосты через реку»

«Поезд»

10

10

3

Построение лестницы

«Мы по лесенке шагаем»

«Пирамидка и лесенка»

«Какие лесенки умеет строить Незнайка»

«Лесенка высокая и лесенка низкая»

4

4

Составление ковриков

«Белочка и ежик идут на день рождения»

«Коврики для кошки»

«Коврик для собачки»

3

3

Всего

18

18

                   Содержание учебного плана 1 года обучения

1.Тема: Знакомство с блоками Дьенеша. «Найди фигуру»

Теория. Рассматривание блоков Дьенеша, сравнение фигур

Практика  Игры «Найди фигуру», «Найди на ощупь».  Выполнение построек по  собственному замыслу.

2.Тема: Знакомство с палочками Кьюзинера. «Волшебные дорожки»

Теория. Рассматривание палочек Кьюзинера: сходство и отличие.

Практика. Дидактическая игра «Волшебные дорожки»

3.Тема :  Знакомство с палочками Кьюзинера. «Найди и покажи»

Теория. Рассматривание

Практика Дидактические упражнения «Найди и покажи палочку такую же по цвету», «Отбери все красные (синие, желтые и т.д.)

4.Тема :  «Дупло белочки»

Теория. Группировка по признаку: «все квадратные…»

Практика Игра «Дупло белочки» (группировка по двум признакам: квадратные большие, квадратные маленькие)

5.Тема:  «Мостик через реку»

Теория.   Группировка по признаку:«все круглые…»

Практика. Игра «Мостик через реку» (группировка по двум признакам: круглые большие, круглые маленькие)

6.Тема: «Ёжик»

Теория. Группировка по признаку:  «все треугольные…»

Практика.  Игра «Ёжик» (группировка по двум признакам: треугольные большие, треугольные маленькие)

7.Тема: «Зайкин огород»

Теория. Группировка по признаку:  «все прямоугольные…»

Практика.  Игра «Зайкин огород» (группировка по двум признакам: прямоугольные большие,  прямоугольные маленькие)

8.Тема: «Найди на ощупь драгоценный камень»  

Теория. Находить блоки на ощупь, называть форму предметов.    

Практика  Игра «Чудесный мешочек» - нахождение предмета на ощупь

9.Тема: «Веселые каркуши»

Теория. Группировка по двум признакам: синие большие, синие маленькие.

Практика. Игра «Веселые каркуши»

10.Тема: Машинки»

Теория. Группировка по двум признакам: красные большие, красные маленькие.

Практика. «Машинки».

11.Тема: «Дружат - не дружат»      

Теория. Сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное

Практика Игра «Дружат - не дружат» Игра   «Домино» «Дорожки

12.Тема:  «Толстые и тонкие»

Теория. Группировка по толщине: все толстые, все тонкие.

Практика. Игра «Толстые и тонкие».

 13 Тема: «Угощение для медвежат»

Теория. Подвести к пониманию отрицания свойств.

Практика. «Угощение для медвежат» «Художники»

14.Тема: «Угадай-ка»

Теория.  Называть два свойства (цвет, форма, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Практика. Угадай-ка»  «У кого в гостях»

15.Тема: Игры подготовительного этапа

  Теория.       Освоение комплекта, дается возможность детям рассмотреть, познакомиться с палочками.

Практика.  Дидактическая сказка «Сказочный город».

16.Тема: «Строим дорожки»,

Теория.  Различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия

Практика.  Детям предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую и т.д.)

17.Тема:  «Моделируем квадрат».

Теория.  Формирование представления о квадрате.

Практика. Дидактическая игра «Составь маленький и большой квадрат».. Составление разных квадратов.

18.Тема: «Моделируем прямоугольник».

Теория.  Представление о прямоугольнике.

Практика Дидактическая игра «Составь маленький и большой прямоугольник».   Составление разных прямоугольников.

19.Тема: «Дом и мебель для матрешки».

Теория.  Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы.

Практика. «Дом и мебель для матрешки». Проверка количества «досок» для постройки. В каждый домик построить мебель. Обыгрывание построек, сделанных детьми.

20.Тема: «Собачка».

Теория. Самостоятельно отобрать нужные палочки, называть их цвет

Практика. «Собачка». самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.

21.Тема: «Кошечка»,

Теория.  Предлагается  самостоятельно отобрать  нужные палочки.

Практика. Ребѐнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет кошечку

22.Тема: «Рисуем цветными палочками»

Теория.   Предлагается  к каждому сюжету выбрать материалы

Практика Каждый ребѐнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество и составляет «картину».

23.Тема: «Разноцветные заборы»,

Теория.   Связь высоты забора с ростом животных. Различие заборов по цвету и размеру. Чем длиннее полоска тем длиннее забор.

Практика. Построение заборов для животных в соответствии с их ростом

24.Тема: «Мосты через реку»

Теория.  Подбирать для моста палочки соответствующей длины,

Практика. Каждый ребѐнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.

25.Тема: «Поезд»

Теория.  Сравнение длины способом наложения и приложения.

Практика. Каждый ребѐнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот: с короткого).

26.Тема:   «Мы по лесенке шагаем»

Теория.  Выложить числовую лесенку.

Практика. Предлагается найти палочку «1» - какого цвета, предлагается выложить перед собой, «2» - какого цвета, положить ее под белую палочку, так чтобы получилась ступенька и т.д.

 27. Тема: «Пирамидка и лесенка»

Теория.  Рассмотреть и обсудить процесс построения пирамидок,

Практика построить пирамидку из палочек – для этого надо найти самую длинную палочку и положить ее в основание пирамиды, затем следующую по длине палочку

положить так, чтобы середины палочек совпадали и т.д. Построение лесенки вертикальной, лесенки горизонтальной.

28.Тема:  «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

Теория.  Построение лесенки из самых коротких палочек.

Практика. Прямой и обратный счет при спускании и поднимании по лесенке. Построение своей лесенки

29.Тема: «Лесенка высокая и лесенка низкая»

Практика. Построение лесенок к домикам разной высоты.

30.Тема: «Белочка и ежик идут на день рождения»

Теория.  Выбирать палочки указанного цвета,

Практика. Ребенок готовит для игрушек  «подарки» - «коврик», «торт», «платочек». Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками.

31.Тема: «Коврики для кошки»

Практика. Составлять квадрат из палочек. Сделать коврики для кошки и котенка и сравнить их.

 32.Тема: «Коврик для собачки»,

Теория Составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами.

  Практика. Составление ковриков для собаки

33.Тема: Мониторинг

          1.4. Планируемые результаты

К концу курса у детей будут сформированы понятия о:

1.Логических приемах работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;

2. Представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;

Также будут сформированы следующие умения:

 1.Строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями),

работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;

 2.Легко видоизменять созданное им по ситуации, критично оценивать результат;

 3Сможет применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач;

  4.Фиксировать свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;

  5.Использовать различные способы преодоления затруднения.

    Личностные результаты:

У обучающегося будет сформировавшаяся система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Обучающийся будет внимателен к выполнению заданий, усидчив, целенаправлен 

     Личностные результаты.

   Использование полученных знания в быту, игре, конструировании и других видах деятельности; 

  Проявление интереса к математическим знаниям.

  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить .

Воспитание у детей чувства солидарности, поддержки и сотрудничества в совместной деятельности

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет :

  1.Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.

  2.Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.

  3.«Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.

Метапредметные результаты.

Умение самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать приемы работы с  блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера

 будет уметь:      

 1.Выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.

 2.Различать цвета палочек.

  3.Находить и накладывать нужную фигуру, палочку,  на изображение в натуральную величину.

Предметные результаты.

   Умение выполнять практические действия: сравнение, счет,  измерение, классификация, преобразование.

   Создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

  Умение сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий.

Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

                      2.1 Условия реализации программы

    1.Материально-техническое обеспечение:

Групповая комната

Столы

Стулья

Наборы блоков Дьенеша  - по одному на ребенка

.      Цветные счѐтные палочки Кюизенера - по одному на ребенка      

      Плоскостной вариант палочек Кюизенера - по одному на ребенка

Игрушки : матрешки, фигурки домашних животных,

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

-нормативно-правовая база

- список литературы:

1 Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет/ Новикова В.П., Тихонова Л.И.  – Москва: Мозаика-Синтез, 2011.-  стр 96

  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера - игры и      упражнения для детей 4-7 лет/ Комарова Л.Д. -  Москва :  Гном и Д.,  2008. - стр 64

3. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша/ Захарова Н.И – Санкт- Петербург : детство-Пресс 2017. -  стр 89.

             2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

                            Диагностический инструментарий.

Педагогическая диагностика знаний и умений детей по программе «Путешествие в стране блоков и палочек» проводится 1 раз в год (в мае).

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов. Для проведения диагностики используются следующие методики:

1. Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Оценка результатов:

10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

 4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них не

успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8

имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше четырёх из восьми имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребёнок может получить только в том случае, если за отведённое время он полностью выполнил первую часть задания, определённую инструкцией, то есть обнаружил все 8 нелепиц, имеющихся на картине, но не успел назвать их или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

 8 – 9 баллов – высокий.

4 – 7 баллов – средний.

2 – 3 баллов – низкий.

0 – 1 баллов – очень низкий.

2. «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале». (Г.С. Урунтаева)

Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие).

Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с детьми Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия всех отличий.

 В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки.

 После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие.

Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту.

Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова  «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают, почему он

думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.

Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют по трём уровням в овладении логическими операциями.

1. Высокий уровень. Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).

2. Средний уровень. Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.

3. Низкий уровень. Ребёнок не справляется с заданием.

2.3. Методические материалы

Дидактические материалы:

1. Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти)

2. Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»

3. Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»

4.Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

  2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1год

Продолжительность учебного года,

неделя

33 ч.

Количество учебных дней

33 ч.

Продолжительность учебных периодов

1.10.2021-

29.05.2022

Возраст детей

4-5 года

Продолжительность занятия

20 минут

Режим занятия

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка

33 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конструкт по математике Путешествие в страну блоков и палочек

занятие в подготовительной группе. Развитие логического мышления,мелкой моторики.Умение реать примеры с помощью палочек Кюизенера....

Конструкт по математике в подготовительной группе Тема «Страна Блоков и палочек»

Возрастная группа: подготовительнаяФорма НОД: познавательная  деятельность (математическое развитие)Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)Учебно-методический комплект...

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

2021г. Развивайка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...