Родительское собрание «Роль сюжетно-отобразительной игры в развитии детей раннего возраста»
материал (младшая группа)
Цель: повышение компетенции родителей по проблеме организации сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте в условиях семьи.
Задачи:
1. Расширить знания родителей о значении сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте;
2. Раскрыть особенности игровой деятельности детей раннего возраста;
3. Определить условия организации сюжетно-отобразительных игр, роль взрослого и методику руководства сюжетно-отобразительных игр.
Повестка дня:
- Вступительное слово по теме собрания. Психологическая разминка «Приветствие», игра «Веселый мяч».
- Анализ результатов анкетирования «Как играть с ребенком»
- Сообщение «Значение и особенности развития сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте»
- «А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации).
- Практикум «Научимся играть или с каких сюжетных игр начинать?»
- Выступление учителя-логопеда Троценко Т.В.
- Рефлексия. Подведение итогов собрания.
- Разное.
ХОД СОБРАНИЯ:
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу,поговорим о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей, и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о наших детях.И для начала я предлагаю поприветствовать друг друга.
«Приветствие» (в кругу)
Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:
- Сказать дружно друг другу «Привет!»
- Стукнуться кулачками;
- Потереться спинками;
- Улыбнуться.
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Веселый мяч (в кругу)
1. В какую игру вы играли недавно с ребенком?
2. При выборе новой игрушки, что учитываете, чем руководствуетесь?
3. В какие игры вы играли в детстве?
4. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
5. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
6. Какие игрушки любимые у ребенка?
7. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Анализ результатов анкетирования (приложение 1).
При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей.
(Высказывания воспитателя по анализу анкет.)
Сообщение «Значение иособенности развития сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте»
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребенка. Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.
Известно, что в играх дети отображают разные стороны окружающей действительности. В сюжетно-отобразительной игре малыши осваивают значения и свойства предметов. Задачей взрослых является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Так же переносить знания об окружающем в игру, формировать у детей предметные способы решения игровых задач: игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, с воображаемыми предметами.
Во время ваших совместных игр малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.
В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом, игра замечательно способствует развитию речи.
Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваш ребёнок будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы, между прочим, напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным.
Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребенок, хочет стать ее участником, как взрослый, но в полной мере еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств. Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил ребенок на очередном этапе своего развития. А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем младше ребенок, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Игра детей раннего возраста начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
При правильной поддержки взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных понимаю ребенка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях).
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.
Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специфических действий с предметами и достижения определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.
На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий).
Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. В сюжетно-отобразительной игре дети осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п. Доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируется предметные способы решения игровых задач.
Таким образом, на этапе сюжетно - отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения и образованию игровых умений.
Практикум «Научимся играть или с каких сюжетных игр начинать?»
Как правило, детям становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали ребенку куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-отобразительные игры.
Начинать нужно с самого простого: показывать ребенку как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая инсценировку, коротко комментируйте свои действия.
По мере того, как ребенок будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и он потихоньку начнет подключаться к игре.
Какие еще сюжеты можно разыграть с ребенком? Высказывания родителей, практический показ игровых действий родителями (2 человека).
С куклой:например, кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку; готовим обед для куклы.
С машиной: например,зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу; везем кубики на машине, чтобы построить гараж.
Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:
• куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п.
• набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п.
• набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п.
Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:
• набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
• набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п., наборы овощей и фруктов – ребенку будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
• одежда и обувь для кукол – одевать куклу пока придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы ребенок вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
• мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.
Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится ребенок, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.
Очень полезно разыгрывать с ребенком увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если ребенок видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с ребёнком таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.
По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей:
• у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
• куклы играют в прятки;
• зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
• куклы слушают, как мама читает сказку;
• мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
• зайка пришел в магазин, где ваш ребенок работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
• разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
• строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.
Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш ребёнок научится фантазировать вместе с вами. Уже с раннего возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить, что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.
С начала вы придумываете подобные образы, а затем вы заметите, что ребенок сам начнет фантазировать, придумывать совершенно новые ассоциации, которым вы их не учили.
Важно помнить, что в этом возрасте ребенок редко играет самостоятельно в сюжетно-отобразительные игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого невозможна. Необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.
Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов собрания.
Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Каждому родителю предлагается выбрать фишку определенного цвета, следуя принципу:
Зеленый – было интересно и полезно, надеюсь на дальнейшие встречи;
Желтый – было информативно, но дальнейшие встречи не обязательны;
Красный – содержало мало интересного материала, и дальнейшие встречи не нужны.
И в заключении хотим вам сказать: давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра –прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Открывайте мир вместе с ребенком! До новых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1012.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение сюжетно- отобразительной игры в раннем возрасте Дети осваивают значения и свойства предметов. Начинают понимать причины того или иного поведения. Игра способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря. В процессе игры ребенок перенимает нормы социального поведения.
Особенности развития сюжетно - отобразительной игры детей раннего возраста Знакомства с предметом на уровне манипулирования. Отображение практических смысловых связей между предметами, (обыгрывание доступных понимаю ребенка сюжетов из жизни). Ребенок берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Ведущим направление работы является организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
С каких сюжетно- отобразительных игр начинать ? Кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть; собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кровать под одеяло (платочек); куклы пьют чай; кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку; кукла купается в небольшом тазике , потрите ее губкой, вытрите полотенцем; мишка ударил лапу , нужно ее полечить (замотать бинтом), тогда лапка больше не будет болеть .
С каких сюжетно- отобразительных игр начинать? По мере взросления ребенка усложняем сюжеты , увеличиваем количество персонажей , вводим больше деталей. У мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки; мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, будем мишку лечить; зайка пришел в магазин, где ваш ребенок работает продавцом (либо наоборот ); разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов; строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем сюжеты.
Спасибо за внимание! Давайте научим наших детей играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».
Целью опыта работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...
Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.
План работы1)вступление2) Основная часть«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»3) Заключение «сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста
Статья о том, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей раннего возраста....
Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»
Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»...
Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»
Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»...
Родительское собрание Роль игрушки в социальном и эмоциональном развитии детей
Цель: Рассказать родителем о значительности игры и игрушек в развитии детей, развивать навыки игры со своим ребёнком.Задачи:Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности;Рассказы...
Родительское собрание в форме квест-игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях »
Родительское собрание в форме квест-игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях »...