http://Завуч.рус/publication/364669 статья дидактическая игра как средство познавательных интересов у младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Беляевских Ирина Юрьевна

Проблема развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста одна из самых актуальных тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Беляевских Ирина Юрьевана

 (2021-2022 учебный  год.)

Воспитателя МАОУД ДОД«Детский сад «Искорка»»

Тема самообразования

«Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»

 

Пояснительная записка.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации.

Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя. 

      Игра – один из тех видов детской деятельности.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому  является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее    содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Актуальность.  Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Задачи:

*изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

*познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

*создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2017г. 
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2017г. 
Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016. . 
П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2017г. 
Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2015. 

«Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

• в систематизации и обобщении предметов и явлений;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры, что игра позволяет:

*Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

*Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Свою работу вела по трем направлениям:

*Создание предметно - развивающей среды в группе;

*Работа с детьми;

*Работа с родителями.

 1 направление:

За период сентябрь 2021  – май 2022 года мною были подготовлены игровые пособия:

Виды дидактических игр:

*Настольно-печатные игры.

*Словесные игры.(картотеки)

Для развития мышления:

 «Собери снеговика»

 «Осенние листочки»

«Геометрическое лото»

 «Во саду ли, в огороде...».

«Найди картинку».

 «Чем они похожи?»

«Кто где спит»

Для развития внимания:

«Что изменилось».

 «Кто-то наследил».

«Чем похожи – чем отличаются»

 «Найди одинаковые рукавички»

 «Что, где растет?»

Для развития восприятия и памяти:

«Сложи картинку»

 «Что за время года?

«Кто, что ест?»

Для развития речи:

 «Подскажи словечко»

 «Вершки и корешки»

 «Вкусный сок»

 «Кто в теремочке живет».

2 направление:

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

*Развитие мышления;

*Развитие внимания;

*Развитие восприятия и памяти;

*Развитие речи;

*Развитие творческого воображения.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей.

 При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Игры на подбор пары:

«Кто где живет?»

«Что где растет?»

«Подбери по форме»

 «Подбери по цвету»

 «Мамы и их детеныши»

 «Угадай, чей листок»

 «Оденься по сезону».

«Осенние листочки»

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.

- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

«Кто, что ест»

«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»

При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

«Найди одинаковые рукавички»

Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

 На  занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим миром  провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

3 направление:

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей, используя для этого краткосрочные проекты «ПДД» (макет проезжей части улицы), «Умные игры», «Овощи, фрукты», «Пернатые друзья», «День космонавтики», «День Победы».

Систематическая работа дала положительные результаты.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

                                                              Вывод: 
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. . Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств,  всестороннего воспитания детей.

Список Литературы:

1. Программа "Детство" ( под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)

2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук..

3. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

4. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

г.

6.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.

17.Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : "Подвижные игры, как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о влиянии подвижных игр на всестороннее развитие детей, о потребности детей в движении.Приводятся примеры подвижных игр, правила, время, место проведения....

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

«Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляют...

«Дидактические игры как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ...

Дидактическая игра как средств познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всес...