Отчет по самообразованию на 2021-2022учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
материал (средняя группа)

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_otchet_po_samoobrazovaniyu_2022.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 114

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

 

Отчет по самообразованию на 2021-2022учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»


Выполнила: Ахметчанова Н. В.


Актуальность выбранной темы:

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 

 Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: 

  • Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
  • Посредством живого образного языка учить пониманию слов им выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
  • Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
  • Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

Продолжительность: 01.09.2021 – 25.05.2022гг

 Предполагаемый результат: если использовать систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества, то познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей. Ведь главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Формы работы:

с детьми с педагогами с родителями

сентябрь

1. Дидактические игры: «Загадки, заклички, потешки, прибаутки,

песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

в режимных моментах.

2. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».

1. Консультация: «Разучивание скороговорок – залог успешного развития речи дошкольников».

2. Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.

3. Оформление картотеки: «Потешки и песенки для детей»

октябрь

1. Создание театрального центра народного творчества.

2. Показ кукольного театра по русским народнымсказкам в режимных моментах.

1. Привлечение родителей к созданию в группе театрализованного уголка

2. Оформление картотеки «Хороводных, народных и подвижных игр».

Анкетирование «Речевое развитие моего ребенка»

ноябрь

1. Развлечение «Царица загадок»

2. Создание книжек-малышек «Потешки»

3. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

4. Разучивание русских народных подвижных игр.

5. Разучивание стихов, песен к «Дню матери».

Спортивно познавательный досуг «Русские народные игры»

1. Консультация: «Как воспитать вежливого ребенка».

2. Организация выставки «Русское народное творчество»

3. Родительское собрание: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Декабрь

 1. Разучивание стихов, хороводных танцев, песен к Новогоднему празднику.

1. Консультация «Использование элементов русского народного творчества, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

2. Создание с детьми снежных построек по сюжетам русских народных сказок.

3. Дидактические игры: «Загадки, заклички, потешки, прибаутки,

песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

2. Оказание помощи в постройке снежных фигур.

январь

1. Разучивание загадок про зиму.

2. Создание рисунков по теме: «Загадки знать – речь развивать».

3. Консультация «Учим детей отгадывать загадки».

февраль

1. Разучивание стихов к 23 Февраля.

2. Разучивание русских народных песен и их инсценировка.

1. Консультация: «Поем всей семьей».

март

1. Разучивание стихов, песен к празднику «8

Марта».

2. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись»

1. Консультация: «Роль колыбельных песен в нравственном воспитании ребенка»

2. Совместная деятельность с ребенком «Заклички о весне в рисунках»

апрель

 1. Учим потешки в режимных моментах.

2. Учим стихи к Дню космонавтики

1. Консультация: «Словарный запас дошкольника 4-5 лет»

май

1. Разучивание стихов, песен к 9 Мая

2. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы». Доклад по

теме самообразования.

Характеристика методов и средств реализации плана по самообразованию: Организованная образовательная деятельность, включающая, различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. — на основе единого содержания.

Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.

Видеопросмотры, которые могут использоваться в ООД, и в свободное время. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Дидактические игры, народные подвижные игры

 Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности. Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песен, прибауток. Мы вместе с детьми старались через свои движения рассказать о чем говорится в потешке, учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим  её обыгрывать.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

Также дети с удовольствием отгадывали загадки, а потом рисовали отгадки. Ведь загадки- это полезное упражнение для ума. Загадки старались использовать в организованной  образовательной  деятельности, на прогулках. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности, загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Была проведена работа с семьей. С помощью родителей  разучивали потешеки, поговороки, скороговороки, песенки.

Результаты работы: На начало года мониторинг показал, что дети с высоким уровнем развития составляют 35,3%, со средним 35,3%, с низким 29,4%.

В конце года мониторинг показал, что дети  с высоким уровнем развития составляют 52,9%, со средним 35,3%, с низким 11,8%.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; обогатилась устная речь; у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка. Также остались дети , которым не хватает немного решительности и уверенности в своих действиях, со временем попытаемся это исправить.

 В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:

1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2005

2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005

3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004

4.Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

 5.Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

6.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

 7.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

8. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений  устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. Свою работу по самообразованию за 2021-2022 учебный год считаю удовлетворительной. Поэтому в дальнейшей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Отчёт по самообразованию в группе раннего возраста «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

Цель работы:1) повышение своего профессионального мастерства и компетентности;2) способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.Задачи:1) приобщ...

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...

Отчет по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста" ( 25.05.2022)

  Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в ос...

План самообразования воспитателя разновозрастной средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 5 лет».

Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность.  Моя работа по самообразованию была нацелена на ...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...