Ярмарка идей
учебно-методический материал

Уголок ряжения в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_ryazheniya.docx705.37 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уголка ряженья и театральной деятельности в дошкольном возрасте

Игра — ведущий вид деятельности у детей 1,5–7 лет. При этом в образовательном процессе детского дошкольного учреждения совершенно особое место занимают театрализованные забавы, в которых малыши примеряют на себя различные роли. Кроме того, ребята знакомятся с куклами разных видов театра, участвуют в постановках, где без костюмов, масок и других атрибутов образа не обойтись. Поэтому в игровой зоне предметно-развивающей среды организуется уголок ряжения, оформление которого требуют от воспитателя не только полёта творческой мысли, но и знания некоторых методических аспектов создания такого рода креативного пространства.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Ряженье вносит много радости. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, одновременно с этим учатся навыкам самообслуживания: самостоятельно раздеваются и одеваются, застегивают и расстегивают, учатся аккуратно правильно вешать и складывать. Также он поможет приучить малышей к аккуратности, стимуляции сюжетно - ролевой игры, формирования коммуникативных навыков в игре, развития подражательности и творческих способностей.

Цели и задачи создания уголка ряжения

  • стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
  • формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
  • развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
  • поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
  • создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).

Задачи для младшего дошкольного возраста

  • Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы), театром теней, картинок, петрушек.
  • Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.
  • Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).
  • Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).

Задачи для средней группы

  • Освоение навыков перевоплощения в образ посредством костюма и аксессуаров.
  • Практика диалогической речи. Дети наряжаются в костюмы персонажей-антиподов (например, Иванушка — Баба-Яга) и учатся выстраивать беседу, не перебивая, слушая друг друга.
  • Отработка навыков самообслуживания (малыши учатся одеваться быстро, а после игры складывать костюмы на место).
  • Развитие способности составлять наряд персонажа из отдельных деталей (например, для образа Буратино можно взять кофту Петрушки, а шляпу Незнайки).

Задачи для старшей и подготовительной групп

  • Знакомство с театром марионеток, тростевыми куклами.
  • Практика связной монологической речи (дети не только выбирают наряд, но и дают объяснение, с какой целью выбран тот или иной элемент образа).
  • Развитие умения работать вместе, командой (дети помогают друг другу переодеваться, подбирать костюмы и атрибуты).
  • Создание условий для отработки поведенческих навыков (на дороге при изучении ПДД, в лесу) за счёт переодевания в разные образы (инспектор ГИБДД, лесник, хулиган).
  • Развитие творческих способностей за счёт совместного со взрослыми создания костюма для того или иного персонажа.

Как оформить центр переодеваний

Уголок ряжения оформляется и наполняется в соответствии с определёнными правилами, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)

  • Доступность. Все объекты центра ряжения должны быть понятны детям конкретного возраста.
  • Разнообразие материалов. Прежде всего, это требование касается выбора кукол для разных видов театра (пальчиковые, перчаточные, тростевые, на фартуках и пр.). 
  • Безопасность. Всё оснащение уголка ряжения должно быть безопасным для жизни и здоровья малышей (игрушки без острых углов, чистые парики и костюмы и т.д.). В младших группах лучше обойтись без бус, а также элементов, надевающихся на шею (галстуков, бабочек). 
  • Актуальность. Материалы, которые размещаются в центре театрализованной деятельности, должны быть созвучны интересам ребят. Так, если дети в старшей группе на занятии по развитию речи читали сказки о приключениях Незнайки, то шляпа этого милого персонажа будет очень уместна в уголке ряжения.
  • Креативность. Оформление уголка ряжения требует от педагога оригинального подхода к украшению, выбору объектов.

наполнение уголка ряжения для разных возрастных групп

Младший дошкольный (1,5–4 года, подражание действиям взрослых)

  • Маски, костюмы для сказок «Репка», «Теремок».
  • Одежда или элементы рабочего наряда врача (халат, шапочка), продавца (фартук), шофёра (куртка, кепка), повара (халат, колпак), парикмахера (фартук).
  • Маски, картинки домашних и диких зверей.
  • Отдельные детали одежды для составления образов (шляпы, юбки, платки, сумки, очки)
  • Видеозаписи кукольных постановок сказок.
  • Аудиозаписи звуков природы для создания музыкального фона.
  • Простые музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан).

Средний (4–5 лет, сюжетно-ролевая игра, создание образа через мимику, жесты, интонации.)

  • Наряды для разыгрывания сюжета 2–3 сказок («Золушка», «Красная Шапочка»).
  • Крупная бижутерия, короны.
  • Костюмы представителей некоторых профессий (стюардессы, лётчика, полицейского, военного, пожарного).
  • Маски сказочных героев.
  • Народный костюм.
  • Видеозаписи театральных представлений народных сюжетов.
  • Аквагрим.
  • Дудочки, свистульки.
  • Настольные игры (лото на темы музыкальных инструментов, персонажей сказок).

Старший (5–7 лет, инсценировки с полноценным участием в подготовительном процессе.)

  • Основной упор делается на то, что дети мастерят элементы костюмов самостоятельно. То есть уголок ряжения превращается в гримёрку, где дети делают подзорную трубу для капитана из картонных втулок, корону из круглой коробки, а фуражку для полицейского из старой бейсболки.
  • Видеозаписи постановок известных сюжетов разными видами театра (марионеток, теней, перчаточными, на фартуках, ростовыми).
  • Помады, кремовые румяна для грима.
  • Отрывки из оперных произведений по известным сюжетам («Спящая царевна», «Три богатыря» и др.).

В содержание работы по театрализованной деятельности входит: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора; ребенок постигает основы актерского мастерства, драматизации, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях, может пронизывать все режимные моменты.

Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка идей

Представлены слайды по проекту "Каша - кормилица наша"....

Сборник "Ярмарка идей"

Коллекция конспектов, мероприятий по работе с родителями...

Ярмарка идей (образовательная деятельность – речевое развитие детей 5-6 лет)

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребёнка, при планировании и о...

Духовно нравственное воспитание. Рождественские традиции. Ярмарка идей (обмен опытом).

Наша страна — многонациональная, однако основной религией является христианство. Именно христианство сформировало многие обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас в ...

Участие в конкурсе "Ярмарка идей" 2021 г.

Презентация для конкурса "Ярмарка идей" 2021 г. "Сумочка сердечко для мамы"...