Литотерапия как средство развития познавательной сферы дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Пшенникова Ольга Анатольевна

 Литотерапия - (от греческого Lithos - камень, terapia - терапия) - лечение с помощью камней -  это расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умение размышлять и делать выводы; это расширение художественно - эстетического развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_21-22.docx33 КБ
Файл litoterapiya.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год

воспитателя подготовительной группы «Умнички»

Пшенниковой Ольги Анатольевны

тема

цель

задачи

актуальность

Планируемые результаты

Литотерапия как средство развития познавательной сферы дошкольников

Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми

*расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы.

*развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.

* расширение

художественно-эстетического

развития

Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми. Почему именно камни? Камешки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе.

Для педагога – повышение самообразования по теме; укрепление отношений:

воспитатель-родитель,

родитель-ребёнок,

ребёнок-воспитатель

Для родителей- укрепление детско – родительских отношений

Для детей – расширение знаний и умений по познавательному, речевому, коммуникативному и  художественно – эстетическому развитию.

месяц

Формы работы

сентябрь

Разработка перспективного плана по теме самообразования

Беседа «Литотерапия – это интересно!» (с использованием ИКТ)

Рисование - «Овощи на грядке»

Рисование - изготовление настольного театра «Пых»

октябрь

Создание центра – «Литотерапия»

Игра «Найди свой камушек» - на внимание

Игра «Загадки» - на познавательное развитие (с использованием ИКТ)

ноябрь

Игры  с камушками МАРБЛС

Беседа «Горный музей для детей» (с использованием ИКТ)

Подарок маме – декупаж на камешке

декабрь

Изготовление игр по грамоте: «Каменный алфавит», «Звуки»

Игра «Пчелки – Божьи коровки»

Игра «Цветные квадратики» с использование камешков МАРБЛС

январь

Изготовление «Вулкана» - коллективная работа

Экспериментирование – «Извержение вулкана»

Игра«Подбрось - поймай» для развития мелкой моторики  

февраль

 Рисование - «Валентинки»

Игра «Камешкины признаки» (Чудесный мешочек) - на развитие речи

март

Игры в каменный конструктор

Коллективная работа – каменное панно «Ваза с цветами»

апрель

Рисование – «Весёлые машинки»

май

Игры на закрепление ПДД

Литотерапия как средство развития познавательной сферы дошкольников

К нетрадиционным методам работы с детьми и ее педагогической помощи детям дошкольного возраста относится - "Литотерапия ". В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

        Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски! Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания и направленная на снятие у детей эмоциональных проблем. Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время.

  1. Рисование «Овощи на грядке»

Цель: создание художественных образов на основе природных форм – камешков.

Задачи:

  • познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать познавательный интерес к живой природе;
  • воспитывать индивидуальность, аккуратность, внимание, усидчивость.
  1. Каменный театр «Пых»

Цель: (Рисование) изготовление каменного театра из морских камешков
Задачи:

  • вызвать интерес  к созданию настольного театра собственными руками;
  • закрепить умение рисовать на выпуклой поверхности  малого размера;
  • развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр;
  • учить использовать средство выразительности – интонацию.
  1. Игра «Найди свой камешек»

Цель: развитие речи и познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.

Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое).

Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...).

Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).

  1. Игра «Загадки»

Цель: расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы.

— Этот белый камень можно растворить в воде, его используют в пищу (соль)

— Этот камень хорошо горит, выделяя много тепла (уголь).

— Это окаменевшая смола древних хвойных растений. В нём можно увидеть остатки насекомых и растений (янтарь).

Благодаря данной игре ребенок узнает различные виды камней и их предназначения.

  1. Игры МАРБЛС

Марбл (англ. marble, означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles).

История

Марблы предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана, недалеко от реки Инд. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла. В Риме каменные марблы делались, в основном, из мрамора, откуда и пошло английское название («марбл» по-английски и означает «мрамор»).

Немецкий стеклодув изобрёл в 1846 году устройство для изготовления марблов.

Первое массовое производство игрушечных шариков (из глины) было начато в США, в начале 1890-х годов.

 В 1903 году Мартин Фридрих-Кристенсен, также из Акрона, штат Огайо, сделал первые стеклянные шарики, произведённые машинным способом, на своей запатентованной машине. Его компания, The MF Christensen & Son Co, производила миллионы игрушечных и промышленных стеклянных марблов, пока не прекратила свою деятельность в 1917 году.

  1. Горный музей для детей

Цель: познакомить детей с горным музеем Петербурга, с его коллекцией горных пород и окаменелых останков  доисторических животных.

  1. Подарок маме в технике декупаж

Цель: изготовление изделия в технике декупаж

Задачи: познакомить с историей и основными приёмами техники декупаж;

вызвать интерес и желание создавать подарок для мамы;

развивать индивидуальность, самостоятельность, аккуратность и мелкую моторику.

  1. Игры по грамоте

«Каменный алфавит»

Цель: изготовление букв из морских камешков для дальнейшего изучения алфавита

«Звуки»

Цель: развитие фонематического восприятия

 Ребенок достает из мешочка камешек (зеленого, синего, красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий – твердый согласный звук, красный - гласный согласный звук, зеленый—мягкий согласный).

Например, ребенок достает камешек зеленого цвета и называет слово мяч (звук м’ в слове мяч – мягкий, согласный).

Эта игра способствует развитию речи ребенка, пониманию им звуков и букв, ребенок учиться соотносить буквы и звуки.

  1. Игра «Пчелки – божьи коровки» по типу Крестики - нолики

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

           Задачи: закреплять у детей умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;

          - овладевать логическими операциями;

          - формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;

          - учить детей соблюдать правила игры.

Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки «пчелка» или «божья коровка». Выигрывает тот, кто первым выстроил в ряд свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали.

  1. Игра «Цветные квадратики»

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  учить детей овладевать логическими операциями;

закреплять у детей умения различать понятия «вертикально», «горизонтально»;

учить детей  соблюдать правила  игры.

В комплект игры входит:

Игровое поле, разделенное на 36 цветных квадратов.

Кубик со сторонами: красно - желтая, красно – синяя, красно – зелёная, желто – синяя, желто – зелёная,

сине – зелёная

Фишки по 18 штук: белые и черные камешки МАРБЛС.

В игре участвуют  два игрока.

Правила  игры

Выкладывать камешки можно лишь на квадраты, расположенные рядом друг с другом по вертикали или горизонтали.

     Ход игры

    Игроки в порядке очерёдности бросают кубик и в зависимости  от того какие цвета выпали на кубике, выкладывают по    одному камешку на квадраты.   Игра продолжается. Если на поле уже нет квадратов расположенных рядом друг с другом, то игрок пропускает ход. Выигрывает тот игрок, кто первый выложит все свои камешки.

Игры способствует развитию мелкой моторики, формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления, внимания и памяти.

  1.  Изготовление макета Вулкана (коллективная работа)+ Экспериментирование «Извержение вулкана»

(пищевая сода + уксус + средство для мытья посуды) + пищевой краситель (по желанию)

Цель: ознакомление с природным явлением – извержением вулкана

Задачи:

- формировать практические умения и навыки детей при создании заданного образа;

-  развивать мелкую моторику рук;

- познакомить детей с причиной извержения вулканов;

- поощрять детей на самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные знания и собственные предположения;

- учить правильному поведению в природной среде.

  1. Игры для развития мелкой моторики

Игра «Уголёк на ладони» -  непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек, при этом массируются ладони, тренируется ловкость.

       -  камешки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на    что похож тот или иной камень;

       - камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

       - с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль  ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.).

  1.  Рисование «Валентинки»

Цель: создание художественных образов на основе природных форм – камешках.

Задачи:

- Закреплять умение рисования на камешках разной формы;

- воспитывать индивидуальность, аккуратность, внимание, усидчивость;

- Прививать желание делать подарок самостоятельно.

  1.  Игра «Камешкины признаки»

Цель: развитие зрительного восприятия и тактильной чувствительности

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать речь, воображение, внимание, логику

  1.  Каменный конструктор

Задачи: развитие коллективных игр;

- развитие точности восприятия, зрительного анализа, чувства пропорции и симметрии;

- развитие детской инициативы и творчества.

  1. Коллективная работа – каменное панно «Ваза с цветами»

Цель: создание панно из камешков и песка

Задачи: вызвать желание сделать поделку для украшения группы

- закреплять умение и желание работать в коллективе

- воспитывать аккуратность и усидчивость.

  1.  Рисование «Весёлые машинки»

           Цель:  создание художественных образов на основе природных форм – камешков для дальнейших игр по   правилам дорожного движения 

           Задачи:

- закреплять умение рисовать на камешках разной формы;

- развивать  фантазию и творческое воображение;

- воспитывать индивидуальность, аккуратность, внимание, усидчивость.

ИТОГ -  Основные полезные свойства литотерапии:

- игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;

- в процессе игры у детей развивается тактильная чувствительность;

- процесс игры даже в одиночку очень увлекательный, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи, творческому воображению;

-способствует, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, повышению самооценки и формированию уверенности в себе;

- игры с камнями способствуют расширению кругозора детей, развитию их познавательного интереса, умению размышлять и делать выводы.

Литотерапия не имеет противопоказаний.

РЕЗУЛЬТАТ

  1. Повысились знания педагога  по истории и применении  литотерапии
  2. Использование элементов литотерапии на занятиях с детьми помогло внести элементы творчества в работу, сделало занятия более интересными для детей, а значит более результативными и качественными;
  3. Повысились знания и умения детей по познавательному, речевому, коммуникативному и  художественно – эстетическому развитию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч.год воспитателя ГБДОУ №56 подготовительной группы « Умнички » Пшенниковой Ольги Анатольевны « Литотерапия как средство развития познавательной сферы дошкольников»

Слайд 2

Цель и задачи: Литотерапия – камнелечение , использование камней в работе с детьми. расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы. развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности. Расширение художественно-эстетического развития

Слайд 3

Актуальность Литотерапия – камнелечение , использование камней в работе с детьми. Почему именно камни? Камушки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе.

Слайд 4

Ожидаемый результат: Для педагога – повышение самообразования по теме ; укрепление отношений: - воспитатель-родитель , - родитель-ребёнок , - ребёнок-воспитатель Для родителей - укрепление детско – родительских отношений Для детей – расширение знаний и умений по познавательному, речевому, коммуникативному, физическому и художественно – эстетическому развитию.

Слайд 5

Коллекция камней

Слайд 6

«Овощи на грядке»

Слайд 7

Каменный театр «Пых»

Слайд 8

Центр – « Литотерапия »

Слайд 9

Игры с камешками МАРБЛС

Слайд 10

Игры с камешками МАРБЛС

Слайд 11

Горный музей для детей

Слайд 12

Подарок маме ко дню Матер и ( декупаж на камушке)

Слайд 13

«Каменный алфавит» «Звуки»

Слайд 14

Игра «Крестики – Нолики»

Слайд 15

Игра «Цветные квадратики»

Слайд 16

Коллективная работа – изготовление «Вулкана» Экспериментирование – «Извержение вулкана»

Слайд 17

Игры с камешками

Слайд 18

Рисование « Валентинка »

Слайд 19

Каменный конструктор

Слайд 20

Каменное панно «Ваза с цветами » (коллективная работа)

Слайд 21

Рисование – «Весёлые машинки»

Слайд 22

Спасибо за внимание! У прибоя возле скал Вовка камешки искал. Каждый камешек хорош : Вот на солнышко похож, Этот с синей полосой, Тот вот с красной полосой, Вот на рыбку, на кота! Лучший выбрать – маета! Мама смотрит – Вовки нет! На песочке только след: Вовка с сумкою идёт, Снова камешки несет! Но куда всё это нам? Их ведь много по углам! Камни в город мы везём, Саквояж несём вдвоём! В.Кулаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Презентация " Мини - музей как средство развития познавательной сферы дошкольников"

Мини - музей - это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников

Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством  для познавательной сферы развития личности де...

Консультация для педагогов и родителей "Литотерапия-как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"

Литотерапия-это одно из малоизученных направлений арт-технологии, и в моей консультации есть небольшая информация для педагогов,а также родителей....

Проект "Литотерапия как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"

Проект для воспитанников подготовительной к школе группе с конспектом бесед, консультаций для родителей, текстом тематических худодественных произведений, описанием игр, используемых на каждом эт...