«Повышение уровня компетентности педагогов по развитию звуковой культуры и обучению грамоте детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Николаенко Елена Анатольевна

семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_15.12.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Повышение уровня компетентности педагогов по развитию звуковой культуры и обучению грамоте детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 1.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре практикуме.

Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

СЛАЙД 2.

В первую очередь это Звуковая культура речи. Она является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речиВоспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы – артикуляционную гимнастику.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

СЛАЙД 3.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может  воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

ССЫЛКА.

Логопед проводит с воспитателями артикуляционную гимнастику.

НАЗАД

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

СЛАЙД 4.

То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик»«удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день»«клюмба» вместо «клумба») .

3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка»«сапля» вместо «цапля» и т. д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи»«гойка»вместо «горка» и т. д.)

Поэтому нашей общей с родителями задачей является развитие у ребёнка фонематического слуха.

СЛАЙД 5.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой (фонематический) слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок  воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-х лет.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи, а помогут в этом специальные задания и игры.

СЛАЙД 6.

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки

1. И. п. - встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук Б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И. П. - основная стойка. На слово со звуком З наклон вперед, со звуком С прыжок (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

СЛАЙД 7.

2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Но вы не просто слушайте ее, а запомните, сколько слов со звуком Л в этой сказке.

У кролика  именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Он поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

- Сколько слов со звуком л вы услышали?

Педагоги – 7

- Какие?

Педагоги отвечают. пригласил, белка, украсил, колоски, поставил, стол, яблоки.

- Составьте задачи с одним из этих слов.

- А сейчас я проверю ваше внимание.

Педагог просит определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.

СЛАЙД 8

Следующее направление речевого развития, которое мы с вами рассмотрим это  «Подготовка к обучению грамоте».

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

СЛАЙД 9

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп.

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка.

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е.:

СЛАЙД 10

  • умение выделять начальный гласный из состава слова;
  • делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

СЛАЙД 11

Блиц - опрос

- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- формы речи – (устная и письменная)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

В каждом слове слышим звуки.

СЛАЙД 12.

- Какие звуки мы называем гласными?

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

- Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

- Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

- Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий» 

Педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Педагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

- Какие части слова вы знаете?

Звук может стоять в начале, середине и конце слова.

СЛАЙД 13

Игра «Разноцветные корзинки»

Педагог помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук находится в начале, в желтую – те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую – те картинки, в названиях которых звук находится в конце.

Картинки: кот, морковь, мишка, утка, фиалка, рак, хек, хомяк.

- Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.

СЛАЙД 14

Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК» вызываю к мольберту одного воспитателя.

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?

Небольшая разминка для педагогов.

1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Р.

2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.

3. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.

4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог

5. Выйти тем, у кого в имени нет звука Н.

СЛАЙД 15

Игра «Придумай слово к схеме».

На экране схемы звукового анализа слов.

- Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить, сколько слогов в слове?

Слова делим на слоги при помощи хлопков,

слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком,

сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- А сейчас приглашаю вас в круг.

Игра называется «Полслова за вами»

Бросающий громко говорит половину какого- либо слова и бросает мяч, тот кто ловит должен назвать его вторую половину (ма-ма)

- Что же такое предложение?

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

СЛАЙД 17

Педагогам предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

СЛАЙД 18

Составить предложение по схеме с картинками.

СЛАЙД 19

Составить предложение по схеме по предметной картинке.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.

«Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!»

СЛАЙД 20

Рефлексия «Закончи фразу»

Педагогам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.

- Сегодня я узнала…

- Меня сегодня удивило…

- Больше всего мне понравилось…

- Хотелось бы добавить…

Планирую использовать в своей дальнейшей работе и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...

Проект «Организация и проведение комплекса мероприятий (образовательных событий) для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023гг. определяет приоритеты, цели и задачи, основные направления и способы их эффективного решения во всех сферах, в том чис...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей дошкольного возраста»

В данном материале освещена проблема обучения грамоте детей дошкольного возраста, представлена подборка игр на разных этапах обучения и современная литература, позволяющая педагогам подобрать методы и...