Технология развития критического мышления
методическая разработка (старшая группа)

Мандрина Юлия Викторовна

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 14 комбинированного вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Тема:

Технология  развития критического мышления

«Ромашка Блума» или «Кубик Блума»

1 СЛАЙД

Я чувствую себя в праве сказать:

                               да здравствует  самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны ценны, которые вы добывали сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

2 слайд

Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения. На сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. И здесь может помочь технология критического мышления.

 

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

 Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя

 Задачи критического мышления:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Среди множества технологий и методик развития критического мышления выбрала один популярный приём, который разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум «Кубик Блума».

 4 СЛАЙД

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

5 СЛАЙД

Источники самообразования постоянное повышение личной компетентности

6 СЛАЙД

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип
 «учить не науке, а учить учиться».

А как развивать в ребёнке навыки критического мышления? Какие приёмы и технологии использовать?

7 СЛАЙД

 Предлагаю один из популярных приёмов технологии критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом.

Этот прием является:

- многофункциональным ( возможно его использование в разных видах деятельности: в работе с целой группой, в парах, в подгруппах и индивидуально);

- вариативным (пособие применяется для закрепления темы, проведения рефлексии, уточнения/изучения знаний детей о теме, помогает организовать как учебную, так и игровую деятельность);

- безопасно (используется для создания цветная бумага, кубик, картинки, распечатанные на принтере; легкое)

8 СЛАЙД

6 Лепестков, 6 Граней,  6 вопросов  Блума

Данный прием педагогической техники Бенджамина Блума может быть использован при изучении любой темы, преимущественно на занятиях в технологии проблемного обучения.

 Желательно, чтобы дети/ребенок умел читать. Тогда пособие возможно использовать ребенком самостоятельно. Если ребенок не читает, то в помощь картинки или пояснения педагога.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

9 СЛАЙД

Работа с кубиком строится следующим образом:

Особую роль в образовательном процессе я уделяю предварительной работе (интеллект-карта по лексической теме, изготовление кубика по лексической теме). Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то ребенок всегда может обратиться за помощью к интеллект-карте и дополнить или исправить свой ответ.

15 СЛАЙД

Методика «Блума» Вопросы  можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Ответ на каждый вопрос помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей

16  17  18  СЛАЙДЫ

Форма данной разработки основывается на требованиях ФГОС ДО.

19 СЛАЙД

 Таким образом, использование приёма «Блума», является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое применение кубика в работе с детьми дошкольного возраста.

Первое знакомство с кубиком: дети рассматривают грани кубика, читают надписи самостоятельно или с помощью педагога.

 

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

1.  Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

2.  На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

3.  Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

4.  Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

5.  Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

6.  В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

7.  Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения д етского сада № 14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга Самообразование Тема: Технология развития критического мышления «Ромашка Блума » или «Кубик Блума » Воспитатель 1 кв.категории Мандрина Ю.В . 19.05.2022

Слайд 2

Я чувствую себя в праве сказать: д а здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами… К.И. Чуковский

Слайд 3

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении

Слайд 4

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.

Слайд 5

Источники самообразования Источники самообразования Материалы СМИ Литература Дистанционное обучение Изучение ресурсов сети интернет Курсы повышения квалификация Конференции, семинары Самостоятельная исследовательская, поисковая деятельность Участие в конкурсах, проектах

Слайд 6

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке навыки критического мышления? Какие приёмы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приёмов технологии критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом .

Слайд 7

Ромашка Блума и Кубик Блума .

Слайд 8

6 Лепестков, 6 Граней, 6 вопросов Блума На 6 граней кубика написаны 6 вопросов: «Почему» «Объясни» «Назови» «Предложи» «Придумай» «Поделись»

Слайд 9

Простые вопросы Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста .

Слайд 10

Уточняющие вопросы « То есть ты говоришь, что…?» «Если я правильно понял, то …?» «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» «Ты действительно думаешь, что …?» Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал . Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся . Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики

Слайд 11

Интерпретационные ( объясняющие) вопросы Обычно начинаются со слова «Почему?» В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей .

Слайд 12

Творческие вопросы «Что изменилось бы в …, если бы …?» «Как вы думаете, как будет развиваться ... после ( если ) …?» В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза …

Слайд 13

Оценочные вопросы Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от … ?» Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов .

Слайд 14

Практические вопросы «Как бы вы поступили на месте героя рассказа ?» «Где вы в обычной жизни можете наблюдать…………..?» Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой .

Слайд 15

Методика « Блума » Вопросы можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Ответ на каждый вопрос помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей

Слайд 16

Условия, сделанные в группе

Слайд 18

Шесть лепестков – шесть вопросов

Слайд 19

Выводы Критическое мышление Приём Блума Ребёнок находит выход из проблемной ситуации Опирается на свой опыт и ранее полученные знания Помогает усвоить материал на более глубоком уровне понимания Процесс обучения интересный и увлекательный Различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ребёнка Анализируем полученную информацию

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...