Консультация для педагогов. «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками».
консультация

Гончаренко Олеся Васильевна

Консультация для воспитателей: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности »

 

Экспериментальная деятельность: Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Задача ДОУ: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками». Подготовила воспитатель Гончаренко О.В.

Слайд 2

Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Слайд 3

Экспериментальная деятельность: Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод.

Слайд 4

Коллектив МБДОУ №1 ежегодно Поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создает необходимые для этого условия.

Слайд 5

Придерживаемся следующих правил успешного проведени я эксперимента в ОД: • детское экспериментирование свободно от обязательности; • не следует жестко регламентировать продолжительность опыта; • не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана; • дети могут работать разговаривая; • не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов; • важным моментом, который необходимо учитывать – это право ребёнка на ошибку; • следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребёнка в целостный педагогический процесс; • очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов.

Слайд 6

Структура детского экспериментирования. Цель Задачи Содержание Мотив Средства Формы Условия Результат

Слайд 7

Последовательность детского экспериментирования. П роблемная ситуация. Целеполагание . Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Слайд 8

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Слайд 9

Примерная структура занятия - экспериментирования Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 10

Виды детского экспериментирования В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Слайд 11

Мотивирующее начало занятий У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования. Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Слайд 12

Варианты мотивирующих начал

Слайд 13

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Слайд 14

Способы фиксация результатов детского экспериментирования: Графический . Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты . Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Слайд 15

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в дошкольном учреждении"

Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации культурно-досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации, а именно, праздников и развлечений. Предлагаемый материал сод...

Консультация для педагогов "Организация и проведение прогулки"

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по организации и проведении прогулки....

Консультация для педагогов "Организация и проведение утренников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Праздничные утренники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в ДОУ. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему п...

Консультация для педагогов "Организация и проведение совместной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие"

Консультация для педагогов по теме: "Организация и проведение совместной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие"...

Консультация для педагогов "Организация и проведение прогулки в детском саду"

Организация и проведение прогулки в детском саду Актуальность Современный период - время поиска наиболее эффективной организации образовательного процесса, педагогических технологий, наиболее соо...

Консультация для педагогов «Организация и проведение дидактических игр по обогащению словаря»

Особое внимание стоит уделить дидактической игре. Использование ее на каждом занятии способствует развитию речи: ребенок легко усваивает трудные лексико-грамматические категории русого языка, постепен...