Проект " Прошлое телефона"
проект (старшая группа)

Цыпулина Наталья Викторовна

Краткосрочный проект «Путешествие в прошлое телефона»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Длительность проекта:  2 недели (21.03.2022-03.04.2022г)

Возраст: 5-6 лет

Форма проведения: групповая

Продукт проекта: расширенные представления о телефоне; мини-музей «У меня зазвонил телефон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_telefon.docx39.88 КБ
PDF icon tel.pdf1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Путешествие в прошлое телефона»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Длительность проекта:  2 недели (21.03.2022-03.04.2022г)

Возраст: 5-6 лет

Форма проведения: групповая

Продукт проекта: расширенные представления о телефоне; мини-музей «У меня зазвонил телефон».

Проблема и актуальность:

Можно ли общаться без телефона? Конечно, можно! Жили же раньше люди, и не было у них никаких новомодных телефонных моделей, а вот информацию друг от друга передавали далеко за пределы своего места проживания. Потребность в общении заставляла людей выдумывать разные способы, чтобы «вызвать на разговор» и рассказать новости товарищам, находящимся за несколько километров.

Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности. Общение дает возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, телевидение и т. п.).

Процесс коммуникации в современном мире стремительно развивается, предоставляя нам всё новые, улучшенные возможности. Телефоны открывают в этом смысле значительные перспективы, позволяя человеку общаться в любой момент и с любыми людьми. Мир вокруг становится более динамичным, а одним из главных ресурсов развития на сегодняшний день становятся коммуникация и информация.

Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы узнаёт что-то новое, находим интересные факты. При этом не меньшее значение имеет умение пользоваться доступными средствами получения информации. Особенно актуально формирование данного навыка на этапе подготовки ребенка к школе, когда дети учатся слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию как необходимое условие обучения.

В современном мире мобильные телефоны дают широкие возможности и свободу в плане общения, ведения переговоров, разрешения деловых вопросов. Не нужно никуда идти - телефон всегда под рукой и больше гарантий, что на другом конце микроволн Вам ответят. С развитием Интернета телефоны также устремились в эту нишу. Современный аппарат позволяет свободно входить в Интернет и производить все необходимые действия. Теперь даже можно видеть друг друга, разговаривая по телефону.

История телефонов (обычных предметов) увлекательна. Всегда интересно изучить ее подробности, а вспомнить имена изобретателей — один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.

Важно формировать у дошкольника познавательный интерес к созданию обычных предметов. Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное, действенное познание истории предметного мира и прогнозирование его изменения.

Развитие познавательного интереса к истории создания вещей необходимо осуществлять средствами, которые воздействуют на ум, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка. Таким средством, обеспечивающим возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Поставленная проблема перед детьми: «Путешествие в прошлое. Как появился телефон», «Для чего нужны современные телефоны».

Цель: Можно ли самим изготовить телефон? Развитие познавательного интереса у детей к истории предметов.

Задачи:

• Познакомить с историей создания телефонов, с его преобразованиями, развитием под влиянием человеческого прогресса.

• Развивать поисково-познавательную деятельность детей.

• Развитие коммуникативных качеств при общении со взрослыми.

• Развивать умение находить нужный материал.

• Развивать наблюдательность, интерес.

• Развитие стремления отражать свои знания и впечатления в продуктивной и игровой деятельности.

Работа с родителями:

 Привлечение родителей к сбору информации и проблеме проекта.

Проведение консультации для родителей на тему: « Познавательно - творческая деятельность детей в детском саду и дома».

Привлечение родителей к созданию мини-музея  телефонов.

Использование технологий

• Решение проблемной ситуации.

• Использование ИКТ.

• Личностно-ориентированная технология.

• Здоровьесберегающие технологии.

• Игровые технологии.

Ожидаемые результаты:

У детей расширится кругозор.

Дети узнают номера телефонов экстренных служб, узнают правила культурного общения по телефону.

Этапы реализации проекта:

- 1этап – Организационно-подготовительный

- 2этап – Основной (практический)

- 3этап - Заключительный

I Подготовительный

• Сбор и подготовка информации.

• Подбор методик, технологий для развития проекта.

• Составление презентации «У меня зазвонил телефон…»

• Составление конспекта непосредственно организованной деятельности с детьми.

• Информирование родителей о плане проекта, о его цели и задачах.

• Подготовка дидактических игр («Разрезные картинки», «Найди отличия», «Река времени» и др.)

Реализация проекта

II Основной (практический)

Активная деятельность участников образовательного процесса идёт в интеграции образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1.Беседа о том, как появился телефон.

Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом.

Шло время, люди научились говорить, они строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола.

И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом.

2.Просмотр презентации « Путешествие в прошлое телефонов»

3. Беседа «Культура общения по телефону» (социально-коммуникативное развитие)

4. Игровые ситуации «У меня зазвонил телефон…» (социально-коммуникативное развитие).

5. Чтение литературы: Н. Носов «Телефон»;

Просмотр мультфильма К. Чуковский «Телефон» (речевое развитие).

6. Игра малой подвижности «Испорченный телефон» (социально-коммуникативное развитие и речевое развитие).

7. Беседа «Телефоны экстренной службы» (социально-коммуникативное развитие).

 8.Конструирование «Телефон»

9. Создание мини-музея «У меня зазвонил телефон» (Разные виды телефонов).

III. Заключительный этап.

  1. «Выставка поделок детей из бумаги».
    Цель: направлять родителей на совместную деятельность с детьми.
  2. Беседа о культуре общения по телефону: узнали правила телефонного общения.
  3. Изготовление своими руками телефон-перекличка»
  4. Создание мини – музея «Телефоны»

Планируется

В дальнейшем планируется работа по знакомству детей с историей простых предметов, которые используются в быту каждый день (например, стиральная машина, телевизор, фотоаппарат и др.).

Литература:

• Белая К. Ю., Теселкина Н. В. и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.

• Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Программа развития.)

• Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128с. (Вместе с детьми.)

Примечание:

3)Конспект воспитательского часа на тему: «Культура общения по телефону»

Тема: Культура общения по телефону.

Цель:  Учить воспитанников овладеть навыками речевого поведения.

Задачи:  Продолжать знакомить воспитанников с правилами общения по телефону, учить правильно вести беседу по телефону, с особенностями построения отношений с другими людьми.

Ввести в речь воспитанников вежливые выражения, которые сопровождают телефонный разговор.

Способствовать коррекции и развитию умения делать выводы при обсуждении создаваемых  проблемных ситуаций.

Воспитывать культуру общения.

Развивать речевые навыки, мышление.

Оборудование: карточки-задания; карточки для тестирования; тексты для диалога; мультфильм «Уроки хороших манер» (19).

Ход занятия:

Мы с вами живем среди людей. Как вы думаете, без чего человеку трудно прожить?

Правильно без общения людям трудно прожить, а некоторые не могут жить без общения.

Что такое общение?

Общение-это передача информаций от человека человеку.

Как вы думаете, почему без общения трудно прожить?

Все разумные существа наделены способностью к общению. Именно общение дает нам возможность получать новую информацию, узнавать и оценивать других людей, переживать положительные или отрицательные эмоции, через общение человек создает семью, влияет на окружающих и формирует собственный характер.

Какие средства общения вы знаете? 

Раньше люди писали друг другу письма, общались по телефону.

Расскажите, как вы общаетесь, какие средства существуют сейчас?

Сейчас мы общаемся по телефону, через электронную почту.

Мы живем в 21 веке, век электроники. Многие не выходят из дома, только сидят в интернете. Мы не можем представить жизнь без телефона,  настолько мы к нему привыкли. Все чаще мы слышим: «Позвони мне, я тебе перезвоню, созвонимся».

Тема нашего занятия: «Культура общения по телефону» 

Отрывок фильма «Уроки хороших манер».(отр.1)

Наверное, многие слышали такое общение по телефону, кто-то увидел себя со стороны. Я хочу с вами повторить правила разговора по телефону, мы с вами поучимся общаться по телефону.  

Давайте подумаем,  для чего нужен телефон?

Телефон нужен, что бы звонить: вызвать врача на дом, вызвать какую-то службу (диспетчера, милицию, газовую службу), узнать как чувствует товарищ, поздравить с каким-нибудь  праздником, просто пообщаться.

Посмотрите сценку: «Ох, я бедный телефон».

Первый телефон.

Ой, я бедный телефон,

Что мне делать, как мне быть,

От пустых, ненужных слов

Волком хочется завыть!

Создан я для нужных дел,

Сообщенья передать,

Но, похоже, мой удел-

Дать возможность лишь болтать!

Второй телефон:

Пухнет трубка от тоски,

 Бесконечных «да» и «ну»,

Как не плавятся мозги,

Ничего я не пойму…

А использовать меня,

Не назвавшись самому,

Это грубая возня

Не нужна ведь никому!

Третий телефон:

Не смешно, а горько мне

Злые шутки изрекать,

 И обиднее вдвойне

О ложных фактах сообщать!

Разговоры ни о чем.

  Я от них с ума схожу!

Ой, я бедный телефон,

Помогите мне, прошу!

Все вместе:

Дайте люди, отдохну.

Номер мой прошу забыть,

Хоть минуточку одну

Умоляю не звонить.

Мне кажется, что телефоны очень кратко и достаточно доходчиво объяснили, как не надо общаться по телефону.

Существует несколько правил, которые нужно не только знать, но и обязательно соблюдать.

Раздаются карточки с наборами слов.

Задача: составить правило общения по телефону, озвучить всем детям.

Написать их на доске, потом все зачитать.

  • В начале разговора поздоровайся, представься.
  • Отвечай вежливо, не кричи в трубку.
  • Не веди по телефону пустых разговоров.
  • Нельзя звонить слишком рано или слишком поздно.
  • Внимательно слушайте, не перебивайте собеседника.
  • Если ошиблись номером, извинитесь.
  • Заканчивая разговор, попрощайтесь.
  • На телефонный звонок отвечайте сразу.
  • Во время разговора используйте вежливые слова.
  • Отключайте телефон в тех местах, где этого требует правила этикета.

Прочитать все правила 

Вспомнить, что такое этикет.

Этикет-это правило поведения в обществе.

Что обозначают эти знаки? 

В каких местах положено отключать телефон и почему?

Телефон положено отключать в школе на уроках, во время проведения общественных мероприятий (спектакли, концерты, собрания ит.д.), места, где висят знаки запрета включения телефона. Включенный телефон отвлекает не только хозяина телефона, но и окружающих рядом людей, в театре артистов, в цирке животных, которые неизвестно как могут среагировать на посторонние звуки.

Сейчас мы с вами будем учиться общаться по телефону.

Разыгрываются ситуации:

  • Вызов врача на дом
  • Узнать, как работает врач в поликлинике (стоматолог, хирург)
  • Вызвать электрика
  • Узнать домашнее задание
  • Позвонить подруге (другу), что бы просто пообщаться

Обсудить с детьми разыгранные ситуации.

Назовите телефоны экстренных служб  

Ложный вызов, хулиганство по телефону 

Административное правонарушение…

Сейчас мы с вами проведем тестирование, закрепим знания правил общения по телефону.

На поставленный вопрос предлагается несколько вариантов ответов. Вы должны найти верный 

1. В какое время удобно звонить?

а) После 7 утра до 11 вечера по будням,

б) После 8 утра до 10 вечера.

в) Если выходной, то не важно - кто-нибудь все равно есть дома.

2. Кто должен перезвонить, если телефон внезапно отключился?

а) Неважно.

б) Тот, кому звонили,

 в) Тот, кто звонил.

3. Вам хочется поговорить с подругой (другом) по душам. В какое время лучше позвонить?

а) Попозже, лучше всего в полночь, чтобы взрослые не подслушивали.

б) Можно звонить в любое время.

в)  Звонить не надо, лучше встретиться.

4. Сколько гудков надо прослушать, прежде чем вешать трубку?

а) 15 гудков, чтобы знать наверняка, что дома никого нет.

б) 4 гудков хватит вполне,

в) 5-7 гудков.

5. Можно ли давать номер телефона без разрешения владельца?

а) Да, что в этом особенного.

б) Только в том случае, если люди знакомы друг с другом,

в) Нет.

6.Вы разговариваете по телефону, а в это время вам позвонили в дверь. Что делать?

а) Попрошу собеседника подождать некоторое время у телефона, пока я разберусь с посетителем.

б) Открою дверь и вернусь к разговору по телефону.

в)  Извинюсь перед собеседником и скажу, что перезвоню попозже.

7. Кто-либо по ошибке набрал ваш номер. Что вы сделаете?

а) Просто положу трубку.

б) Посоветую точнее набирать номер,

 в) Отвечу: «К сожалению, вы ошиблись».

           8. Вы сняли трубку, а к телефону попросили подойти младшую (старшую) сестру (брата). Как вы поступите?

а) Сначала спрошу, кто звонит.

б) Молча, положу трубку у аппарата и позову.

в)  Скажу: «Подождите, пожалуйста, сейчас позову».

9. Кто первым заканчивает разговор?

а) Тот, кому больше нечего сказать.

б) Тот, кто не хочет больше разговаривать. 

в) Тот, кто позвонил (этикет также определяет, что первым заканчивает разговор женщина в разговоре с мужчиной и старший в разговоре с младшим).

10. У вас мобильный телефон. Где он будет помехой?

а) В парикмахерской.

б) В транспорте,

 в) На концерте.

11. Вы не хотите разговаривать с очень навязчивым человеком.

Что вы скажете?

а) Что кто-то позвонил в дверь.

б) Что срочно должны позвонить родители.

в) Что у вас гости, и кто-то срочно нуждается в вашей помощи. 

В последнем вопросе все варианты верны. Вы спросите: этично ли это? Может быть, лучше резко сказать всю правду? В жизни нельзя обойтись без таких ухищрений. Мы иногда не говорим правды, потому, что не хотим быть невежливыми. Иногда мы не можем сказать прямо: «Я просто не хочу с тобой разговаривать». Кстати, люди деликатные быстро понимают, в чем дело, и не станут навязываться.

Прослушать ответы воспитанников, обсудить их  

Как бы вы  поступили в следующей ситуации 

Мы настолько привыкли к общению по телефону, что представить жизнь современного человека без него невозможно. Но важно не только уметь пользоваться телефоном, но и учиться культуре телефонного общения. Надеюсь, что вы запомните те несложные правила, о которых мы говорили сегодня.

Просмотр отрывка «Уроки хороших манер»  №19 (общение по домашнему телефону).

Послушайте высказывание великого философа 

Наше занятие подошло к концу, я надеюсь, вы  будете культурными, с вами всегда будет приятно общаться

6) Правила игры «Испорченный телефон» для детей

 Существуют варианты игры для детей и для взрослых. Также можно устроить забаву для праздника среди смешанных по возрасту участников. Главное то, что эта игра нравится практически всем! Цель игры «Испорченный телефон» заключается в том, что вы должны как можно точнее передать услышанное или увиденное, чтобы результат первого и последнего сообщения совпадал.

Для того чтобы было по-настоящему весело, нужно собрать как можно больше участников. Они усаживаются в ряд или становятся неподалеку друг от друга. Обычно первый игрок становится ведущим. Он придумывает какое-нибудь слово, которое передает шепотом на ухо своему соседу слева.

Важно сказать слово или короткую фразу как можно тише, чтобы его не услышали другие участники.

Следующий участник, также шепотом передает слово другому игроку. Он делает это в той интерпретации, в какой он услышал сказанное. Например, ведущий сказал: «Лечение». Второй игрок услышал: «Печенье» и шепчет это слово следующему. Тот, в свою очередь услышал: «печень» и передает это слово соседу. Когда дойдет очередь до последнего участника, он говорит услышанное вслух. Теперь ведущий называет первоначальное слово, а все остальные говорят вслух те слова, которые услышали они. Вся компания веселится от души.

7) Конспект НОД по теме «Безопасность». «Телефоны экстренных служб», старшая группа

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: систематизировать знания учащихся о службах спасения.

Задачи:

  • Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Совершенствовать представления о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.
  • Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые приемы лепки.
  • Развивать творческие способности и фантазию.
  • Формировать умение оценивать работы
  • Упражнять в подбрасывании малого мяча, развивая ловкость и глазомер; в ползании на животе, в равновесии.
  • Повторить ходьбу с изменением темпа движения с ускорением и замедлением.

Оборудование: миска с мукой, банка, поднос, макет часов, пятиугольник, шестиугольник.

миска с мукой (в миске 10 чайных ложек муки), банки, чайные ложки, макеты часов, тетради в клетку с образцом задания (см. рис. 20), карандаши, многоугольники, круги на каждого ребёнка, магнитные цифры; гимнастическая скамейка, мячи.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем закреплять знания телефонов экстренной службы

Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».

Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.

Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.

Ребята, что бы спасти кошку, необходимо растянуть полотно, Кошка прыгнет на него и не разобьётся.

Найдите в математических наборах все треугольники и четырехугольники

- Как можно назвать эти фигуры, одним словом? (Многоугольники.)

Посмотрите на форму полотен на доске.

- Сколько углов у первой фигуры?

- Как можно назвать ее по количеству углов? (Пятиугольник.)

Сколько углов у второй фигуры?

- Как можно назвать ее по количеству углов? (Шестиугольник.)

Как можно назвать обе фигуры, одним словом? (Многоугольники.)

Посмотрите на доску, на ней расчерчены клетки.

- Какой формы клетка?

- Что есть у квадрата?

- Как называются стороны квадрата? (Верхняя, нижняя, левая, правая стороны.) 

- Как называются углы квадрата? (Левый верхний угол…)

Работа в тетрадях.

Откройте тетради.

- Сколько клеток пропущено от предыдущей работы и слева до начала рисунка?

- Что изображено в клетке?

- В каких углах расположены точки?

- Сколько клеток пропущено между клетками с точками? (см. рис.).

Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.

Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.

Ребята, полицейские обязательно приедут к вам на помощь. Ведь они какие? (сильные, смелые, ловкие)

Предлагаю и вам попробовать себя в роли полиции и пройти эстафету.

  1. Подбрасывание мяча правой и левой рукой вверх и ловля его двумя руками.
  2. Ползание по гимнастической скамейке на животе, хват рук с боков
  3. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки за голову или на пояс.

А теперь давайте с вами слепим из пластилина полицейскую машину.

Дети выполняют задание при помощи воспитателя.

Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи

8) Конспект занятия по конструированию из втулки «Телефон»

Программные задачи: Продолжать учить детей использовать в конструировании бросовый материал (втулка от туалетной бумаги). Совершенствовать работу с ножницами-вырезать из бумаги сложенной вдвое -кружки (кнопки на диске телефона) .Развивать творчество, фантазию в работе.

Материал: втулка от туалетной бумаги, прямоугольник цветной бумаги по размеру втулки, трафареты диска и трубки, цветной картон, полоска белой бумаги, фломастеры, ножницы, кисть, клей, клеенка, салфетка.

Ход работы: Загадать детям загадку-

Чудо техники у нас, аппарат-ну просто класс!

Голос он передает, через трубку проведет. (телефон)

Предложить сконструировать телефон из подручных материалов. Вспомнить основные части телефона :аппарат, диск, трубка. Рассказать ход выполнения работы. Сначала надо обклеить втулку цветной бумагой, затем обвести трафареты диска и трубки на цветной картон и вырезать. Из белой полоски вырезать кнопочки, предварительно сложив вдвое, плавно срезать углы, чтобы получились кружки. Фломастером черным написать на кружках цифры и приклеить их по кругу диска. Сверху втулки сделать два надреза, для крепления телефонной трубки. Диск приклеить по середине на втулку. Положить трубку на аппарат-наш телефон готов! Предложить начать работу, оказывать помощь при затруднении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие в прошлое телефона»

Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовате...

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона»в рамках недели "Наука и экспериментирование"  Цел...

Сценарий НОД С использованием метод ТРИЗ-ТР в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое телефона"

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ....

Презентация "Путешествие в прошлое телефона"

Презентация предназначена для иллюстрирования образовательной ситуации с элементами познавательного развития (познание) в  старшей  группе....

Путешествие в прошлое телефона

Данный материал позволит познакомить детей с историей появления и развития телефона; поможет закрепить знание номнров телефонов экстренных служб....

Проект "Путешествие в прошлое телефона".

Путешествие в прошлое телефона...