Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ
статья

Сафонова Мария Викторовна

Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.

Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях инклюзивного образования  в ДОУ

Педагог-психолог Сафонова М.В.

В нашем современном мире очень часто стало встречается такое понятие, как ОВЗ, так, что же это за аббревиатура. Итак, будем разбираться. ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии,как физические,так и психологические. Детям с ОВЗ необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

В настоящее время решается много задач по оказанию коррекционно-развивающейпомощи детям с ОВЗ. Ведь подход к воспитанию и обучению детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, теперь является необходимостью  разработка коррекционно-развивающих программ, которые помогут педагогам, воспитателям и родителям развивать детей с ОВЗ разносторонне.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой - успешная социализация и интеграция в общество.

Какие дети относятся к категории ограниченные возможности здоровья:с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха,с нарушениями зрения,с тяжелыми нарушениями речи,с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с отсталостью умственного развития,с задержкой психического развития.

В системе образования за последние годы произошли изменения, существенные и очень важные и всё это с той целью, чтобы обеспечить доступность образования различными категориями детей, в том числе сОВЗ.

Основной целью любого образовательного учреждения является  социализация детей ивоспитание, а также подготовка к учебной деятельности.

Как показывает практика, у тех детей с ОВЗ, которые раньше интегрируют в группу с нормально-развивающимися детьми, тем быстрее они усваивают нормы и правила общественного поведения.

Инклюзия в детских образовательных учреждениях – этопервый шаг, к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение образования.

Задача инклюзивного образования в ДОУ – выстроить систему, котораяудовлетворит потребности детей с ОВЗ.

Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.

Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив. В дошкольном возрасте необходимо сформировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, перед психологом и педагогами стоит задача обучить ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Данная задача может быть решена при тесномвзаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов и родителей, для детей с ОВЗ создать условия благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей иособенностей. В работе с такими детьми очень важен правильный подбор приёмов и методов,адаптация, ранняя диагностика  и наблюдение за ребенком  с ОВЗ, подбор индивидуальных планов развития.

В работе педагога-психолога ключевыми направлениями работы с детьми с ОВЗ являются диагностическая, развивающая и коррекционная работа, а так же консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.

В качестве источников диагностического инструментария можно использоватьабсолютно разнообразные научно-практические разработки,в том числе Е. А. Стребелёвой, С. Д. Забрамнойи др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком с ОВЗ заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующиеповедение ребёнка и его эмоциональную сферу:

  1. реакции на ситуацию обследования;
  2. особенности контакта ребёнка;
  3. реакции на неудачи;
  4. реакции на одобрение;
  5. реакции на результат;
  6. эмоциональное состояние во время выполнения заданий.

Качественные показатели, которые характеризуют деятельность ребёнка:

  • понимание инструкции;
  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • самостоятельность выполнения задания;
  • работоспособность;
  • темп и динамика, особенности регуляции деятельности;
  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка: особенности восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, особенности моторной функции.Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Педагог-психолог должен в обязательном порядке выполнять задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, личностных характеристик ребёнка.

В соответствии с особенностями развития ребёнка  с ОВЗ педагог-психологобязательно должен определить направления и средства коррекционно-развивающей работы, её продолжительность и периодичность цикла занятий. Так же очень важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Есть разнообразные методические рекомендации для родителей тех детей, у которых стоит диагноз ОВЗ: «Как вести себя с маленьким упрямцем», «Если в семье ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «Во что играть с особым ребёнком и как найти подход» и др.

Самым важным условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность специалиста, педагога: такт, деликатность, оказание помощи ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и др.

На консультациях с педагогами и родителями проводятся совместные обсужденияработы и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, обязательно учитываются все рекомендации по преодолению возможных проблем в работе с детьми с ОВЗ.

Одной из главных целей в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка программы и инструментария сопровождения таких детей, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.

Мы с вами в ответе за наших детей и должны прилагать максимум усилий, чтобы дети с ОВЗ могли социализироваться, найти себя, не ощущать себя изгоями в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.5.Основ дефектологии / Под ред.Т.А.Власоой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. – (Акад.пед.наук СССР).
  2. Журнал. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №3. – с.130-136
  3. Избранное. Лучков В.В. и Певзнер М.С. Значение теории Л.С.Вготского для психологии и дефектологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981 №4 – с.60-70.
  4. Инклюзивное образование: теория и практика [Текст]: сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – 955 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.Ю.Левчено, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольска и др.: Под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 320 с.
  6. Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой учёный. – 2012. - №10. – с.374-377.
  7. https://pandia.ru/text/85/479/90086.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»

Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья сред...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном воспитатльно-образовательном пространстве

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Составила: социальный педагог, Никитенкова Вероника Владимировна...

Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...