Взаимоотношения ребенка дошкольного возраста с родителями.
статья

Проблема отношений между  родителями и их детьми определяется сложностью объектными взаимоотношениями – всем многообразием отношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на развитие и благополучие ребёнка в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimootnosheniya_rebenka_doshkolnogo.docx13.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимоотношения ребенка дошкольного

возраста с родителями.

Проблема отношений между  родителями и их детьми определяется сложностью объектными взаимоотношениями – всем многообразием отношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на развитие и благополучие ребёнка в семье.

Родители являются тем примером, которому дети подражают и затем копируют свое поведение. Так как жизненного опыта пока не имеют или он значительно мал, они не в состоянии анализировать правильность  моделей поведения собственных родителей. Когда родители проявляют строгость, ругают ребенка, наказывают, демонстрируют агрессивное поведение, если данная агрессия причиняет вред в эмоциональном плане, ребенок начинает на ней реагировать. Ребенок выросший в семье, где часты проявления агрессии, может подавливать их дома, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.

Самым важным объектом в отношениях между родителями и детьми  являются взрослые люди – их родители. Родители, как правило, являются постоянным действующим примером для своего ребенка, в отношениях с другими людьми, в проявлениях эмоций, то как родители организуют взаимодействие, так и ребенок приходит к конкретным жизненным целям. Целеполагающим моментом при этом становится то, на что конкретно ориентируется родитель, что он учитывает при построении взаимодействия.  При формировании норм и правил  взаимодействия в семье родители ориентируются на личностный опыт, социальные нормы и требования, а также состояние супруга. Но в конкретной ситуации, исследуя взаимоотношения между ребенком и родителями, во главу ставится вопрос о том, насколько взрослые опираются и учитывают состояние собственного ребенка, насколько они учитывают его желания и потребности, что является показателем ценностного отношения к ребенку.

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт в старшем дошкольном возрасте, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно растут любознательными, всегда имеют свою точку зрения, не навязывая её окружающим, к своим обязанностям они относятся ответственно. Они легче усваивают социально приемлемые нормы и правила поведения в обществе. В отношениях со сверстниками им легче удается сохранять хорошие отношения. В характере их поведения можно наблюдать большую уверенность и энергичность, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль.

По - другому обстоит всё у авторитарных родителей. Детям таких родителей присуще раздражительность, они склонны к конфликтам. В авторитарных семьях - родители подавляют волю ребенка, они считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Такие родители воспитывая ребенка с формируют у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители не обосновывают свое поведение, так как привыкли к прямому подчинению своей воли. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся снособ дисциплинарного воздействия — запугивание и угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители, часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

Таким образом, исследования показывают, что  гармоничность воспитательного процесса зависит от её конструктивности, и в большей степени определяются частными факторами: представлениями родителей об эталоне воспитанной личности, пола ребёнка, педагогической культуры общения родителей, установок супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей к ребёнку и от методов воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его...

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып...

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста (советы родителям)

В статье представлены игры для сенсорного развития дошкольников, которые не требуют долгой подготовки и покупки специальных материалов. Можно использовать подручные материалы и придумывать интересные ...

"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями при различных стилях воспитания"

Каждый из стилей воспитания имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребёнка. Какие же плюсы и минусы имеют стили воспитания? Какие советы и рекомендации можно дать родите...

Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...