Методические рекомендации «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа) по теме

Борщева Галина Васильевна

 

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его можно рассматривать как измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить наши взгляды на самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12345.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»

Методические рекомендации

«Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

                                                                                 Автор: Г.В.Борщева,

                                                                                  педагог-психолог

2013

Взаимоотношения детей дошкольного возраста

        Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его можно рассматривать как измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить наши взгляды на самого себя.

        Взаимоотношения между людьми рассматриваются как способ объединения индивидов, а так же как способ их развития.

        В дошкольном возрасте потребность во взаимоотношениях становится одной из главных и на первое место выступают взаимоотношения со сверстниками.

        Изучению проблемы взаимоотношений дошкольников в группе посвящено множество работ таких авторов как: Репиной Т.А., Коломинского Я.Л., Рузской А.Г., Смирновой Е.О., Лисиной М.И. и др. Анализ работ данных авторов позволил выделить наиболее общие тенденции: изменяются взаимоотношения детей в группах д/сада от возраста к возрасту. Детской группе присущи свои особенности как во внешней  структуре, социальной организации (ранняя ступень развития человеческих отношений, формальная организация), так и в ее внутренней организации (особенности динамики коммуникативной потребности и др.).

Первоначально отношения со сверстниками в группе детского сада возникают на базе определенной совместной деятельности, когда ребенок включен во взаимоотношения по поводу достижения определенного результата. Эти взаимоотношения постепенно, к концу старшего дошкольного возраста, становятся более осознанными, устойчивыми и избирательными, применяются также мотивы привлекательности того или иного сверстника: от не осознанной симпатии до осознания его личностных качеств и появления первой дружеской привязанности. Основные специфические черты взаимоотношений в группе детского сада обоснованы особенностями динамики становления потребности общения дошкольников со сверстниками.

В возрасте 3-4 лет для взаимоотношений характерно самовыражение ребенка, озабоченность в привлечении внимания к себе, с целью получения эмоционального отклика партнера, восприятие партнера невидимым зеркалом, в котором они видят себя, общение не связано с предметными действиями.

        В 4-6 лет взаимоотношения меняются, появляются реальные и ролевые взаимоотношения связанные с развитием сюжетно-ролевой игры. Содержанием общения становится деловое сотрудничество, завязанное на общем деле. Выделяется потребность в признании и уважении сверстника.

        К 6-7 возрасту в отношениях между сверстниками наблюдается внеситуативный характер речевых обращений к сверстнику. Общение становится опять не опосредованным предметами и действиями. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

        Динамика изменения во взаимоотношениях между детьми определяется сменой форм общения, характером изменения самосознания, в частности его оценочного и самооценочного компонента.

Группа становится более структурированная, четко выделяется лидер, а так же принятые и отверженные. Развиваются коммуникативные качества и формируются коммуникативные умения. С возрастом во взаимоотношениях детей появляется деловой аспект связанный со сменой ведущего вида деятельности. Происходят изменения в самооценки детей, она становится более адекватной и мотивированной. Дети начинают более сознательно подходить к оцениванию самого себя, друга и себя с позиции друга.

Таким образом, находясь в группе, дети постоянно находятся в разнообразных связях, вступают в различные отношения. Каждая возрастная группа имеет свои специфические особенности построения этих взаимоотношений. 

Список литературы

 1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб, 2005. - 672с.

 2. Волкова, А.И. Психология общения.- Ростов-на-Дону, 2007. – 446с.

 3. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 568с.

4. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 317с.

5.  Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

6.  Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дорогах "Юл фәне иленә сәяхәт"

Здесь  отрывок  этой методической разработки. Работа сама  состоит из проектов для детей старшей группы коррекционных  ДОУ....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста "У истоков народного мастерства" 2014-2015 уч.год

Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами - потешками,  песенками; сказками; народными промыслами....

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....