Консультация для педагогов "Требования к оснащению центра (уголка) театрализованной деятельности дошкольников"
консультация

Богданова Светлана Сергеевна

В консультации подробно прописаны требования к оснащению уголка театрализованной деятельности в ДОУ в зависимости от возраста воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osnashchenie_ugolka_teatr_deyatelnosti.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к оснащению центра (уголка) театрализованной деятельности дошкольников»

Театр-искусство прекрасное!

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по-настоящему,

Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!

К.С. Станиславский

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на  раскрепощение ребенка, вовлечение его в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; она  создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости.

Играя в сказку, дети используют различное предметное оборудование, разные виды театра. В нашем детском саду в каждой группе есть свой уголок театра. Однако, мир меняется, дети меняются, поэтому должна меняться и предметная среда. Вопрос ее своевременного обновления всегда актуален.  

В содержание работы по театрализованной деятельности входит: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); литературные игры «Угадай название»«Угадай имя героя»«Вспомни и расскажи».

Уголок театрализованной деятельности - это важный объект развивающей среды. В нем  отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок, ширма и другое.  Данный центр организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.  

 Содержание уголка театрализованной деятельности определяется необходимостью  ознакомления детей с различными видами театра.

В литературе можно найти разные классификации видов театра. Вот некоторые из них:

Классификация кукольных театров

 (по Л.В Куцаковой и С.И. Мерзляковой)

Театр на руке

Верховые куклы

Настольный театр

Стендовый театр

Напольный театр

Театр  живой куклы

Пальчиковый

Варежковый

Перчаточный

Картинки на руке

На ложках

Би-ба-бо

Тростевые

На гапите

Картинки

Баночный театр

На кружках

Магнитный

Вязанный

Конусный

Теневой

Магнитный

На фланелеграфе

Стенд-книжка

Конусный

Кукла-марионетка

Ростовые

куклы-люди

Театр масок

Организация театральной зоны в разных возрастных группах ДОУ требует адресованности тетрального оборудования и материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе для детей 5-7 лет должны быть более широко представлены все виды театров, а также самые разнообразные элементы театральных костюмов к спектаклям. Эта зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Место для театрального уголка педагоги выбирают сами с учетом:

• эмоциональных и социально-психологических особенностей детей;

• индивидуальных предпочтений и потребностей воспитанников группы;

• любознательности и творческих способностей;

• поло-ролевых особенностей.

Здесь находятся: различные виды театра; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; разные маски, декорации; персонажи с разным настроением; готовые и самодельные костюмы; уголок ряженья (для средней группы — готовое ряженье; для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее).

Примерное оснащение уголка (центра) театрализованной деятельности по возрастным группам:

Группа  раннего возраста (1,5-3 года):

  • Ширма настольная;
  • Фланелеграф (коврограф);
  • Театральный стол для показа;
  • Атрибуты: для ряженья - элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, костюмы, парики, маски); в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки и т.п.;
  • Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы (на гапите), куклы — образы людей, животных; театр бибабо;
  • 2-3 сказки для постановки («Курочка ряба», «Репка», «Теремок»): для театра на фланелеграфе (плоскостной), конусный театр, настольный театр;
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений; звуки домашних животных, ветра, дождя, простейшие музыкальные игрушки- погремушки, бубен, барабан.

       Группа младшего дошкольного возраста (3-4 года):

  • Фланелеграф (коврограф)
  • Маленькая ширма для настольного театра
  • Различные виды театра: театр на фланелеграфе, театр картинок, плоскостной театр («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси» и т.п.); театр Петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»); теневой театр («Лиса и заяц» и т.п.); «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора; настольный театр, конусный театр, театр на ложках;
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски сказочных персонажей
  • Атрибуты для ряженья - элементы костюмов (шляпы, юбки, сумки, шарфы, бусы, маски, костюмы);
  • Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»;
  • Тростевые куклы (на гапите);
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, простейшие музыкальные игрушки- погремушки, бубен, барабан;
  • Картотека театральных игр.

     Группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет):

  • Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра;
  • Стойка-вешалка для костюмов;
  • Фланелеграф (коврограф);
  • Атрибуты для ряженья - костюмы сказочных героев, масок животных, театральных персонажей;
  • Атрибуты и костюмы для постановки 3-4 сказок (например-«Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка»);
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей;
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания сказок (соответствии с возрастом) в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе (коврографе), кукольный, настольный, перчаточный, варежковый и т.п.); тростевые куклы (на гапите); платковые куклы;
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, звуки ветра, дождя; музыкальные игрушки - металлофон, дудочки-свистульки, бубен, барабан;
  • Алгоритмы перевоплощения;  
  • Картотека театральных игр.

   Группы старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

  • Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, декорации (домики, силуэты деревьев, цветные шнуры или ленточки для изображения реки, дорожек);
  • Стойка-вешалка для костюмов;
  • Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановок   5-6 сказок;
  • Разные виды кукольного театра: театр картинок; пальчиковый, перчаточный, варежковый театры; театр марионеток; теневой театр фигур; тростевые куклы (на гапите); куклы-марионетки; платковые куклы;
  • Детское коллекционирование: театральные программки, билеты, открытки, значки, рекламные плакаты;
  • Для театрально-игровой деятельности - технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений;
  • Алгоритмы перевоплощения;
  • Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора; ребенок постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях, может пронизывать все режимные моменты.

Таким образом, организация театрализованной деятельности в ДОУ помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника, помогает ребенку развиваться всесторонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт уголка театрализованной деятельности

В паспорт входят такие разделы как  виды театров , ширмы,декорации, костюмы присутствующие в уголке, а так же сценарии, картотеки,методическая копилка, материалы для родителей, проекты и др....

Оформление уголка Театрализованная деятельность "Поляна сказок"

Моя проэктноя деятельность развитие речи через театрализованную деятельность. Уголок "Поляна сказок"...

Консультация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"

Консультаци-презентация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"...

Паспорт уголка театрализованной деятельности

В паспорт входят такие разделы как виды театров, фонотека, видеотека, ширмы, декорации. костюмы, гримёрная. реквизит. волшебные предметы....

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Оснащение зоны для театрализованной деятельности детей раннего возраста .

Оснащение зоны для театрализованной деятельности  детей раннего возраста ....

Консультация Требования к оснащению центра театрализованной деятельности дошкольников

Консультация Требования к оснащению центра театрализованной деятельности дошкольников...