КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
картотека

Власова Татьяна Константиновна

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

для детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_narusheniyami_zreniya.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Власова Татьяна Константиновна

Санкт-Петербург

2022

         1. Упражнение «Помоги зайчику» (1й год обучения)

Дидактическая задача: упражнять в соотнесении объектов красного цвета. Упражнять в локализации красного цвета из группы разноцветных.

Материалы и оборудование: кубики четырех цветов спектра, игрушка зайчик.

Игровое действие: педагог обращает внимание детей на кубики четырёх цветов спектра, расположенные на столе. Затем предлагает помочь зайчику, который приехал на грузовике, найти красные кубики. Дети кладут красные кубики в грузовик, называют их цвет.

Игровая задача: найти красные кубики и положить их в грузовик, называя цвет.

2. Упражнение «Найди игрушку красного цвета» (1й год обучения)

Дидактическая задача: учить детей зрительному способу узнавания, выделять объекты красного цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Формировать обобщающее понятия "цвет", вводить это понятие в описательную речь детей.

Материалы и оборудование: игрушки четырех цветов спектра, игрушки красного цвета по количеству детей.

Игровое действие: на столе педагога игрушки четырёх цветов спектра (красного, синего, жёлтого, зелёного). Одновременно каждый ребёнок получает по одной игрушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.

Игровая задача: найти вторую игрушку красного цвета, назвать ее и ее цвет.

3. Упражнение «Выложи по образцу» (1й год обучения)

Дидактическая задача: учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения).

Материалы и оборудование: карточки с силуэтными изображениями красного цвета, фланелеграфы.

Игровое действие: педагог показывает детям карточки, на которых даны силуэтные изображения предметов красного цвета, предлагает выложить так же на индивидуальных фланелеграфах, выбрав из набора разноцветных силуэтов.

Игровая задача: выложить на фланелеграфе соответствующую карточку с силуэтом.

4. Упражнение «Цветные кубики» (1й год обучения)

Дидактическая задача: упражнять в соотнесении объектов красного цвета. Упражнять в локализации красного цвета из группы разноцветных.

Материалы и оборудование: кубики красного, жёлтого, синего, зелёного цветов.

Игровое действие: у педагога на столе 4 пары кубиков красного, жёлтого, синего, зелёного цветов. Педагог предлагает построить красивые одноцветные башенки, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство, переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит детей сделать то же самое. При необходимости оказывает помощь детям.

 Игровая задача: построить башенку по образцу.

         5. Упражнение «Помоги зайчику» (1й год обучения)

Дидактическая задача: закреплять знания об основных цветах и зелёном цвете, упражнять в назывании их точным словом.

Материалы и оборудование: игра «лото».

Игровое действие: у детей лото. Педагог поднимает по одной маленькой карточке и спрашивает: "У кого такая?". Всем» правильно опознавшим цвет, раздаёт маленькие карточки. Дети накрывают ими соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно опознал цвет, также даёт маленькую карточку, и ребёнок путём непосредственного соотнесения (приложения) проверяет результат. В конце педагог обобщает результат игры.

Игровая задача: правильно закрыть квадраты в лото соответствующими карточками.

6. Упражнение «Найди такой же» (2й год обучения)

Дидактическая задача: развивать восприятие формы.

Материалы и оборудование: пять больших кругов, пять маленьких кругов. 

Игровое действие: педагог показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показывает большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом - «Это круги большие, а это маленькие».  

После демонстрации большие круги складывает в одну сторону, а маленькие – в другую. Затем педагог прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые. Далее показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка: «Куда положим этот круг?» И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги.  

Игровая задача: разложить большие геометрические фигуры в одну сторону, маленькие- в другую.

Примечание: для усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

 

              7. Упражнение «Выложи по образцу» (2й год обучения)

Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторики рук; закреплять представления о форме.

Материалы и оборудование: большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Игровое действие: педагог объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Игровая задача: нанизывать бусины в определенной последовательности.

Примечание: варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

8. Упражнение «Пуговки» (2й год обучения)

Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.

Игровое действие: педагог показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка. Затем педагог выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи педагога, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Игровая задача: выложит рисунок из пуговиц по образцу.

Примечание: вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.

         9. Упражнение «Чудесный мешочек» (2й год обучения)

Дидактическая задача: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.  

Материалы и оборудование: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой- на столе.

Игровое действие: педагог заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

Игровая задача: найти в мешочке ту фигуру, какую покажет воспитатель и назвать ее.

10. Упражнение «Где ты находишься?» (2й год обучения)

Дидактическая задача: учить ориентироваться в пространстве.

Игровое действие: дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слуха, осязания) должны сказать, где они находятся и найти дорогу в группу.

Игровая задача: найти дорогу в группу.

              11. Упражнение «Раз, два, три – назови» (2й год обучения)

Дидактическая задача: закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Материалы и оборудование: предметы различных цветов.

Игровое действие: дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три - цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Игровая задача: называть форму и цвет предмета.

12. Упражнение «Назови величину» (3й год обучения)

Дидактическая задача: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Материалы и оборудование: картинки с изображением предметов разной величины, крутящаяся стрелка.

Игровое действие: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий. В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее». Дети берут картинку, на которую указывает стрелка, и называют величину предметов.

Игровая задача: называть величину предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...

Картотека игр для профилактики детей с нарушением зрения

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определённый интерес и сочеталось с элементами ...

Картотека зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся ...

Картотека дидактических игр у детей с нарушением зрения по развитию сенсорного воспитания

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется е...

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения

Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения....

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения.

Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения....