Мастер-класс на тему «Кукла «Масленица домашняя»
материал (старшая группа)

Кудинова Светлана Ивановна

Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с народными праздниками, традициями".

 

Цель: научиться делать народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии.

Задачи: − познакомить с русскими обрядами традициями, связанными с изготовлением кукол − воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России − содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки − развивать навыки работы с различными материалами − развивать художественный вкус, обогащать творческий потенциал.

Мы с вами живем в богатом славными традициями донском крае. Чтобы возвратить народные традиции надо позаботиться о воспитании детей в этих традициях. И задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему, причём эти эпизоды должны быть яркими, образными и конкретными.

Традиции изготовления народных кукол — важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями русского народа. Ведь любое занятие по изготовлению древней куклы из лоскутов или природного материала непременно превращается в беседу о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Любая традиционная народная кукла — оберег, берегиня или сделанная просто «детишкам для забавы» обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для нас, педагогов.

 

Свой мастер-класс я хочу провести в форме воркшопа. И приглашаю всех вас в ремесленную мастерскую. В которой проявим своё мастерство и самостоятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kukla_maslenitsa_domashnyaya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс Воспитатель года

Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с народными праздниками, традициями".

МБДОУ детский сад №7, воспитатель: Кудинова С.И.

Мастер-класс на тему «Кукла «Масленица домашняя»

Цель: научиться делать народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии.

Задачи: − познакомить с русскими обрядами традициями, связанными с изготовлением кукол − воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России − содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки − развивать навыки работы с различными материалами − развивать художественный вкус, обогащать творческий потенциал.

Я рада приветствовать всех участников городского конкурса!

Мы с вами живем в богатом славными традициями донском крае. Чтобы возвратить народные традиции надо позаботиться о воспитании детей в этих традициях. И задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему, причём эти эпизоды должны быть яркими, образными и конкретными.

Традиции изготовления народных кукол — важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями русского народа. Ведь любое занятие по изготовлению древней куклы из лоскутов или природного материала непременно превращается в беседу о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Любая традиционная народная кукла — оберег, берегиня или сделанная просто «детишкам для забавы» обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для нас, педагогов.

Свой мастер-класс я хочу провести в форме воркшопа. И приглашаю всех вас в ремесленную мастерскую. В которой проявим своё мастерство и самостоятельность.

Приглашаю всех участников мастер-класса в центр зала.

Ход мастер- класса:

Мастер-класс свой начинаю.

Слушайте внимательно и за мной повторяйте.

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт.

(Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются.)

Всех вас в гости приглашаем.

(Кланяются гостям. Участники садятся.)

Присаживайтесь поудобнее за столы.

Уважаемые участники отгадайте пожалуйста загадку.

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник.

Посвятим сегодняшнюю встречу праздничному и светлому общению.

Всем известно, что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу «Масленицу», которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла-символ зимы, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне. Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она «Домашняя Масленица». Вот эту куклу, в отличие от обрядовой, не сжигали в конце масленичной недели. Она оставалась в доме, так как она считалась мощным оберегом жилища и домашнего очага. Ставили её в красный угол или при входе в дом и давали наказы (чтобы крыша не текла, чтобы забор не ломался). И только через год эту «Домашнюю Масленицу» сжигали или же «пускали по воде». Куклу «Домашнюю масленицу» дарили молодоженам, бездетным парам, родителям, своим родным и близким. Оберег делали двумя способами: с блином и без него.

Делая таких кукол, надо быть в хорошем настроении в добром расположении духа.

Для создания кукол нам понадобится:

- заготовка яркого платья из бумаги,

- атласные ленты средней ширины,

- яркая самоклеящаяся лента,

- цветок из лент для украшения,

- два желтых круга,

- яркие бумажные узкие ленты,

- шпажка, для основания,

- фломастеры для украшения куклы.

Первым заданием будет создание головы куклы. Для этого необходимо взять желтый круг и снять защитный слой. По центру кладём шпажку. По краю всего круга приклеиваем бумажные ленточки, складывая их петлёй. Возьмите второй круг, предварительно сняв защитный слой и соедините круги. Получилась голова куклы. По традиции кукла масленица обязательно должна быть безликой. У обрядовых кукол обычно не прорисовывается лицо — это делается затем, чтобы не было сходства куклы и кого-либо из членов семьи, чтобы никакое зло не приставало и не переносилось на человека.

Возьмите основу платья и снимите защитный слой. Из ярких атласных лент мы сделаем красивый фартук, приклеив их на двойной скотч. Клеящейся лентой закроем концы лент. Так же можно этой лентой украсить платье. Цветные фломастеры помогут создать неповторимый узор на платье.

Пока вы занимаетесь украшением платья послушайте историю про масленицу: Давным-давно это было. Зима лютовала гуляла по степям, дула студёными ветрами, холодила жгучими морозами. Людям стало горько от этого, соскучились они по красну солнышку, жаркому лету. Пошли как-то охотники в лес да увидели там под кусточком маленькую девочку - внучку Зимы и Мороза и позвали её в деревню: "Приходи к нам, порадуй народ, пусть сердца их оттают". Подумала девчушка, да и согласилась. Нарядилась она бабой, щёки разрумянила, волосы растрепала, надела цветастый плат, яркий сарафан да так и пришла в деревню. Увидев её, люди рассмеялись, стали петь да плясать. Зима, увидев такое веселье, сдалась и уступила свои права весне.

В своих занятиях вы можете использовать Сторителлинг, технику использования рассказа или сказки во время занятия. Сторителлинг (англ. storytelling – дословно «рассказывание историй») – инструмент, который помогает доносить до аудитории идею и ценности предлагаемого материала через истории.

Сняв защитный слой с обратной стороны платья, прикладываем шпажку с головой куклы и закрываем полоской бумаги в тон платья.

Каждая обрядовая кукла очень проста, но в этой простате таится загадка. На сегодняшний день существует множество материалов с разной текстурой и цветовой палитрой. Все зависит от возможностей, целей и задач занятия.

Эту куклу можно изготовить с детьми старшего дошкольного возраста, использовать в игровых образовательных ситуациях, направленных на приобщение воспитанников к традициям русского народа, а также для драматизации.

В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти.
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони.

В хоровод выходите и кукол своих покажите!

Под песню масленица все участники пританцовывают по показу ведущего.

Благодарю всех, что приняли участие в моём мастер-классе и пусть сегодняшняя ваша поделка займёт особое место в ваших творческих мастерских.

И в заключении хочу сказать, что, используя игровые, инновационные формы деятельности, мы будем не только развивать детей, но и создавать благоприятные условия для развития патриотических качеств детей, а также сформируем бережное отношение к традициям и обычаям донского края.

Мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов во время игр, при проведении занятий, направленных на расширение и закрепление знаний о традиционных праздниках русского народа; родителям и всем творческим людям. Назначение: игрушка, подарок, оберег, сувенир.

Воркшоп — это обучающее мероприятие, в котором упор делается на практическую работу. Слово workshop  можно перевести как мастерская или цех. Если объяснять простыми словами, участники воркшопа получают знания прямо «на производстве» под руководством наставника. Теоретическая часть занимает минимум времени и сразу же закрепляется на практике.

Важный момент — самостоятельная работа. Задача мастера состоит в том, чтобы ненавязчиво вести участников, позволяя им экспериментировать. Учитель показывает свой опыт и выступает примером, но не контролирует учеников и не поправляет их, если они что-то делают по-своему.

Где и для чего используют воркшопы

Ключевые задачи воркшопа — обмен опытом, приобретение новых знаний, творчество, поиск новых идей.

Участниками обучающей встречи могут быть как профессионалы, так и любители.

Цель воркшопа заключается в конкретном результате — создании произведения искусства, концепции, идеи. Участники должны не только получить практические знания, но и сотворить конечный продукт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей. Тема: «Куклы из бабушкиного сундука»

Все мы родом из детства, так уж сложилось, что игрушки сопровождают человека с самого его рождения. И какова же роль игрушки, ее назначение?......

МАСТЕР – КЛАСС для родителей «ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА МАСЛЕНИЦА»

Что такое кукла Масленица? Многие скажут – это чучело, которое сжигают в конце праздничной недели, провожая зиму. А вот и нет! Маленькая обрядовая кукла Домашняя Масленица, сделанная своими рука...

Мастер-класс для родителей Обрядовая кукла «Домашняя масленица».

Мастер-класс для родителей Обрядовая кукла «Домашняя масленица»....

Мастер класс "Народная игрушка. Кукла-Масленица Домашняя"

Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Обрядовая кукла «Масленица» – обязател...

Мастер класс по изготовлению народной куклы Масленица

В славянской культуре обрядовые куклы занимают особое почетное место. Согласно языческим традициям, их создавали к народным массовым праздникам, таким как Покров, Масленица, Иван Купала. Самым популяр...

Мастер – класс с педагогами Тема: «Кукла – оберег «Веснянка»

РМО семинар «Формирование социокультурных ценностей - важная составляющая патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (в рамках реализации муниципального проекта «Социокул...

Мастер-класс для родителей «Изготовление куклы Масленицы»

Мастер - класс для родителей на кануне праздника Масленица....