План по самообразованию "Формирование экологических начал у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

 Калашникова Марина Сергеевна

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад «Родничок» с. Соузга.»

План работы по самообразованию

«Формирование экологических начал у детей раннего м младшего дошкольного возраста»

        Выполнила

Воспитатель: Калашникова М.С.

2021г.

План самообразования

1.Ф.И.О. педагога - Калашникова Марина Сергеевна

2. Образование средне – специальное

3. Тема самообразования: « Формирование экологических начал у детей раннего м младшего дошкольного возраста».

4. Работа начата – 01.09.2021г.

5. Предполагается закончить – 01.09.2026г.

6. Цель: Повысить свой педагогический уровень, профессионального мастерства и компетентности. Углубить знания через изучение методической литературы по теме самообразования.

7. Задачи:

- разработать перспективный план;

- разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГОС;

- изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста;

- продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.

- внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;

- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

9. Форма образования – индивидуальная.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

- внесение необходимых коррективов;

- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения;

- работа с родителями.

11. Практический выход (семинар - практикум, мастер – класс, открытое ООД и др.)

12. Форма отчета по проделанной работе – презентация.

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Цель:

Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, обогатить развивающую среду группы о формировании экологических начал у детей раннего м младшего дошкольного возраста (создание и приобретение новых игр при участии родителей по экологии), образование родителей по данной теме (подготовка консультаций и родительских собраний по теме самообразования).

Формы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективом:

Родители:

- сотрудничество через консультации;

- беседы;

- совместная работа по участию в выставках ДОУ и группы по теме самообразования.

Дети:

- специальные занятия «Экология».

- дидактические игры на формирование экологического воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- сюжетно – ролевые игры,

Педагогический коллектив:

- посещение консультаций, открытых занятий и ООД коллег.

С младшего дошкольного возраста усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Самообразование

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1.Д/игра: «Овощи».

Цель: Познакомить детей с овощами. Развивать сенсорные ощущения детей.

2. Наблюдение за комнатными растениями.

Цель: Знакомить с комнатными растениями.

3. Чтение потешки: «Дедушка Егор» (Из-за леса, из-за гор…)

Цель: Учить детей слушать, Воспитывать интерес у детей к худ.литературе.

4. Пальчиковые игры: «Осень», «Осенний букет».

Цель: формировать бережное отношение к природе.

Консультация для родителей: «Что такое экология»

Консультация для педагогов на тему «Экология и дошкольник»

Изучение ФГОС, СанПин.

Изучение методической литературы по данной теме.

Изготовление:

- д/игры «Овощи»;

- д/игры: «Кукушка и дудочка»;

Подбор:

- иллюстраций: «Полезные овощи»;

- консультации для педагогов: «Совместная деятельность детей и педагога по экологическому воспитанию»;

- памятки для родителей: «Воспитание доброты к  природе»;

- памятки для педагогов «Природный мир в детской художественной литературе».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.Д/игра: «Кукушка и дудочка».

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

2.Рассматривание иллюстраций: «Полезные овощи». 

Потешка: «Вершки и корешки»

Выставка работ из природного материала «Дары осени»

Памятка для педагогов «Совместная деятельность детей и педагога по экологическому воспитанию»

Создание картотек:

- «Домашние птицы»,

- «Пальчиковые игры по экологии».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц

2. Д/игра «Кто в домике живет?»

3. Экологическая сказка: «Маша и медведь»

Памятка для родителей «Воспитание доброты к природе».

Памятка: «Методы при организации работы с детьми  по экологическому воспитанию».

Создание картотеки «Домашние животные».

Изготовление:

- Фото – стенд

«Природа

нашего села»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.Беседа: ««Кто в лесу живет?»

2.Д/и «Кто как говорит?»

Цель: Узнавать знакомые голоса животных.

3. Пальчиковая игра: «Ёж».

Цель: Учить любить животных.

Фото – стенд

«Природа

нашего села»

Буклет «Помощь птицам зимой»

Консультация для педагогов: «Посеем в детских душах доброту к природе».

Создание картотеки «Насекомые»

Изготовление:

- д/игры: «Кто как говорит?»

- д/игры: «Собери картинку»;

Анкета для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников».

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.Д/игра: «Собери картинку».

Цель: Учить детей собирать картинку из двух частей.

2. Подвижная игра: «Зайка беленький сидит».

Цель: Поднимать эмоциональный настрой у детей.

Анкета для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников».

Создание игры – презентации  используя ИКТ- технологию для педагогов.

Изготовление демонстрационных карточек: «Что нельзя делать в лесу»;

- консультации для родителей: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»;

- беседы: «Дикие звери нашего леса»

- открытки для папы – «Птичья ладошка».

- консультации «Экологическая культура в детском саду»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. Чтение сказки: «Зайчик и Медвежонок».

2. Открытка для папы - птичья ладошка».

3. Пальчиковая игра: «Снежок»

Цель: воспитывать интерес к природным явлениям.

Консультация «Дидактическая игра - как средство экологического воспитания дошкольников»

Консультация «Экологическая культура в детском саду»

Оформление папки-передвижки: «Берегите природу»;

- Консультация для педагогов «О пользе прогулок с детьми»;

- беседы: «Мать-и-мачеха. Первые цветы на участке».

М

А

Р

Т

1. Открытка для мамы «Солнышко».

2. Пальчиковая игра: «Пчела».

Цель: воспитывать бережное отношение к насекомым.

Папка – передвижка на тему: «Берегите природу»

Консультация для педагогов «О пользе прогулок с детьми»

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности;

- консультации для педагогов: «Методы и формы экологического воспитания дошкольников»

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.Целевая прогулка, беседа и рассматривание альбома с иллюстрациями «Мать-и-мачеха. Первые цветы на участке».

 3.  Игра: «В гости к лесным зверям»

Цель: Формировать представление о диких животных.

Взаимодействие с родителями

ФОТО КОЛЛАЖ "Мы за чистоту ".

Консультация для педагогов: «Методы и формы экологического воспитания дошкольников»

Изготовление картотеки: «Дикие животные»;

- консультации для родителей: «Досуг с ребенком на природе»;

- подвижной игры: «Воробышки и кошка».

М

А

Й

1.Д/игра: «Фрукты»

Цель: Учить детей собирать пазлы из четырех частей.

2. Пальчиковая игра: «Весна», «Вышел дождик погулять».

Цель: развивать мелкую моторику.

Подвижная игра: «Воробышки и кошка».

Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, не талкаться.

Консультация для родителей: «Досуг с ребенком на природе»

Представление  проекта

Подведение итогов за год по теме самообразования.

Список литературы

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
  2. Ванин С.А. «Зоосад в - детский сад» Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2015
  3. Давыдова М.А «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников», Москва «Вако», 2017
  4. Дедулевич М.Н., Шишкина В.А. «Прогулки в природу», Москва «Просвещение», 2018
  5. Николаева С.Н., И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», Москва – 2015
  6. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду», Творческий центр, Москва 2019
  7. Чермашенцева О. В., «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград, 2017
  8. Фадеева В.В., «Безопасность ребенка. Первая помощь» ООО «Издательство «Мир и Образование», 2016
  9. Хабарова Т.В., Шифигуллина Н.В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников, СанктПетербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об ок...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление  с окружающим миром....

Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различны...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в д...

«Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в огороде на окне»

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в де...