По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка (младшая группа)

Любовь Батралиева

Значение музыкальной игры велико, так как она является одним из средств всестороннего воспитания и обучения дошкольников.    Отличаясь от других игр тем, что содержание  и характер движений определяется музыкой, эта игра способствует, особенно в младшей группе, как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности. Посредством музыкальной игры мы закрепляем представления детей и вызываем интерес к окружающему  их  миру, обогащаем кругозор, учим слушать музыку, отражая ее в характер в движущемся образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций и наблюдений.

Исключительно большое значение имеет музыкальная игра для общего физического развития ребенка, особенно для развития двигательных умений правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно музыкой. Организованная музыкальная игра помогает детям ориентироваться в пространстве, воспитывает выдержку, волю, развивает воображение детей и умственные способности.

Музыка близка эмоциональной природе ребенка, но для того чтобы он мог двигаться в соответствии с характером музыки, запомнить музыку, нужно развить в нем восприятие, воображение, память, музыкальный слух. Всему этому способствует музыкальная игра.

Развивая в детях музыкальные способности посредством музыкальных игр, я исходила из принципа перехода от простого к сложному, поэтому  вначале подбирала музыку короткую, яркую, образную, применяла прием показа, и в результате добивалась успеха в обучении. У ребенка младшей группы физические возможности ограничены. Несмотря на то, что к 3 годам ребенок уже ходит и бегает, шаги у него неравномерны, ребенок часто спотыкается, не умеет прыгать (отрываться от земли), слабо еще ориентируется в пространстве, не умеет согласовывать свои движения с движениями других детей. Мышцы его слабы, нет уверенности и самостоятельности в движениях.

Таким образом, исходя из поставленных мною задач, учитывая значение музыкальной игры, возможности и  способности детей младшей группы, я считаю целесообразным использовать музыкальную игру как одно из средств обучения детей, способствующих выполнению музыкальных задач.

Особое внимание в работе уделяю последовательности усложнения материала, определяемого программными требованиями. Соответственно с этим подбираю и усложняю музыкальный материал.

Чтобы подвести детей 3-летнего возраста к восприятию музыки, я старалась заинтересовать их и привлечь внимание к себе, используя для этого различные методы. Так как человеческий голос ближе и доступнее всего детям самого младшего возраста, то я вначале подводила детей к музыкальной игре посредством слушания песен в исполнении воспитателя без музыкального сопровождения, использовала игрушки. Затем осторожно и постепенно подводила детей к освоению двигательных умений с одновременным восприятием музыки.  Вместе с тем, подбирала наиболее легкие и доступные для детей музыкальные игры.

Исходя из того, что детям младшей группы трудно одновременно слушать и делать соответствующие движения под музыку или песню, первую для  проведения  взяла музыкальную игру «Кукла пляшет». Кукла Таня в руках воспитателя плясала под пение русской народной мелодии «Калинка- малинка», а дети хлопали в ладоши, приучаясь делать это согласованно. Затем «Таня» предложила детям поплясать, а сама хлопала в ладоши.  «Действия» куклы вызывали у детей интерес, внимание и желание плясать. Для активизации детей я использовала и прием поощрения. После пляски , когда дети сели, кукла всех поглаживала рукой, приговаривая: «Хорошо, детки,  плясали», называя каждого по имени. Дети были довольны, все улыбались, глаза их сияли.  После занятия, прощаясь с детьми, Кукла обещала придти к ним в следующий раз. Игрушка имеет большое значение в достижении намеченных задач.

В дальнейшем я подвела детей к музыкальной игре «Птичка». Дети слушали песню «Птичка» ( музыка М. Раухвергера)  в исполнении воспитательницы без музыкального сопровождения.  На следующем занятии предложила детям прослушать музыку про птичку.  Сыграв короткое музыкальное вступление к этой песне, я обратила внимание детей на образную музыку и спросила у них:  «Хотите, чтобы птичка прилетела?» Услышав утвердительный ответ, воспитательница на носках, подняв руки в стороны  «полетела» птичкой и села на корточки к стулу, как-будто на окошко (стул повернутый спинкой к сидящим детям), и мы с ней спели песню с музыкальным сопровождением:

 

 

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко!

Подожди, не улетай!

Улетела, ай!

После слова «Ай!» воспитательница «улетела». Дети внимательно следили за ее движениями. Далее, обращая внимание всех детей на короткое музыкальное вступление,  мы предложили более смелому ребенку «полететь» к « окошку». После показа я давала детям пояснения, связывая движения с музыкой,  например: «Музыка началась и птичка полетела на окошко», затем поясняла: «Птички летят тихо, неслышно». Такой метод преподнесения игры помогал детям в усвоении движений, восприятии начала и конца музыкального  произведения, развитии  воображения, усвоения содержания песни. На последующих занятиях почти все дети правильно воспринимали как начало, так и конец музыки, т.е. с началом музыки «летели на окошко», а с концом «улетали в гнезда».

В начале года для успешного обучения, познакомив детей с окружающей их природой и животным миром, я применяла наглядные приемы, постепенно усложняя задания. Применяя метод показа, мы с воспитателем постепенно подводили детей к самостоятельному исполнению движений, правильному восприятию начала и конца музыкального произведения, восприятию наиболее ярко выраженного характера музыки.

В дальнейшем усвоив движение и воспринимая легкую, доступную музыку, дети в сюжетных играх на новом музыкальном материале двигались в соответствии с характером музыки, применяя словесные  объяснения как дополнение к игре. Например, если в игре «Птичка» воспитательница показывала движения, то в игре  «Птички и кошка» (музыка и слова М.Картушиной) была исполнена только музыка и даны словесные объяснения. Развивая воображение и творческие способности детей,  мы предлагали тому или иному ребенку, который делал это лучше других, показать другим детям нужные движения.

Воспитывая у детей умение слушать музыку, мы добивались различными методическими приемами развития музыкального слуха, памяти, внимания и активного восприятия более сложных музыкальных произведений в играх, состоящих из двух контрастных по характеру музыкальных отрывков, как например: «Лошадки» и «Колыбельная» (музыка Л. Банниковой), «Зайцы и волки» (музыка С. Майкапара), « Кот и мыши» (музыка М. Картушиной), «Солнышко и дождик» (музыка М. Раухвергера и музыка Б. Антюфеева), «Медведь и дети» (русская народная мелодия и музыка М.Картушиной). В музыкальных играх дети изображали воробушков, зайчиков, лошадок, мишек и других героев. После музыкальных игр у детей усиливается интерес к наблюдению за окружающим.

Все вышеуказанное  говорит о том, что у музыкального  руководителя должен быть тесный контакт  воспитателем. В целях достижения такого контакта,  я прежде всего прорабатываю с воспитателями весь музыкальный материал - как музыку, песню, так и движения к ним.

Выводы:

1. Пользуясь музыкальной игрой, мы постепенно приучали детей младшей группы – любить и внимательно слушать музыку, запоминать ее, отзываться на нее в пении, в слушании, а также в движении.

2. Систематическая работа с детьми, постепенность и последовательность музыкального  материала, использование методов обучения в музыкальных играх и совместная работа с воспитателями облегчали выполнение музыкальных задач.

3. Учитывая значение музыкальной игры в воспитании детей, я считаю, что она должна использоваться на каждом музыкальном занятии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_muzykalnoy_igry_dlya_detey_3-4_let.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Значение музыкальной игры велико, так как она является одним из средств всестороннего воспитания и обучения дошкольников.    Отличаясь от других игр тем, что содержание  и характер движений определяется музыкой, эта игра способствует, особенно в младшей группе, как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности. Посредством музыкальной игры мы закрепляем представления детей и вызываем интерес к окружающему  их  миру, обогащаем кругозор, учим слушать музыку, отражая ее в характер в движущемся образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций и наблюдений.

Исключительно большое значение имеет музыкальная игра для общего физического развития ребенка, особенно для развития двигательных умений правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно музыкой. Организованная музыкальная игра помогает детям ориентироваться в пространстве, воспитывает выдержку, волю, развивает воображение детей и умственные способности.

Музыка близка эмоциональной природе ребенка, но для того чтобы он мог двигаться в соответствии с характером музыки, запомнить музыку, нужно развить в нем восприятие, воображение, память, музыкальный слух. Всему этому способствует музыкальная игра.

Развивая в детях музыкальные способности посредством музыкальных игр, я исходила из принципа перехода от простого к сложному, поэтому  вначале подбирала музыку короткую, яркую, образную, применяла прием показа, и в результате добивалась успеха в обучении. У ребенка младшей группы физические возможности ограничены. Несмотря на то, что к 3 годам ребенок уже ходит и бегает, шаги у него неравномерны, ребенок часто спотыкается, не умеет прыгать (отрываться от земли), слабо еще ориентируется в пространстве, не умеет согласовывать свои движения с движениями других детей. Мышцы его слабы, нет уверенности и самостоятельности в движениях.

Таким образом, исходя из поставленных мною задач, учитывая значение музыкальной игры, возможности и  способности детей младшей группы, я считаю целесообразным использовать музыкальную игру как одно из средств обучения детей, способствующих выполнению музыкальных задач.

Особое внимание в работе уделяю последовательности усложнения материала, определяемого программными требованиями. Соответственно с этим подбираю и усложняю музыкальный материал.

Чтобы подвести детей 3-летнего возраста к восприятию музыки, я старалась заинтересовать их и привлечь внимание к себе, используя для этого различные методы. Так как человеческий голос ближе и доступнее всего детям самого младшего возраста, то я вначале подводила детей к музыкальной игре посредством слушания песен в исполнении воспитателя без музыкального сопровождения, использовала игрушки. Затем осторожно и постепенно подводила детей к освоению двигательных умений с одновременным восприятием музыки.  Вместе с тем, подбирала наиболее легкие и доступные для детей музыкальные игры.

Исходя из того, что детям младшей группы трудно одновременно слушать и делать соответствующие движения под музыку или песню, первую для  проведения  взяла музыкальную игру «Кукла пляшет». Кукла Таня в руках воспитателя плясала под пение русской народной мелодии «Калинка- малинка», а дети хлопали в ладоши, приучаясь делать это согласованно. Затем «Таня» предложила детям поплясать, а сама хлопала в ладоши.  «Действия» куклы вызывали у детей интерес, внимание и желание плясать. Для активизации детей я использовала и прием поощрения. После пляски , когда дети сели, кукла всех поглаживала рукой, приговаривая: «Хорошо, детки,  плясали», называя каждого по имени. Дети были довольны, все улыбались, глаза их сияли.  После занятия, прощаясь с детьми, Кукла обещала придти к ним в следующий раз. Игрушка имеет большое значение в достижении намеченных задач.

В дальнейшем я подвела детей к музыкальной игре «Птичка». Дети слушали песню «Птичка» ( музыка М. Раухвергера)  в исполнении воспитательницы без музыкального сопровождения.  На следующем занятии предложила детям прослушать музыку про птичку.  Сыграв короткое музыкальное вступление к этой песне, я обратила внимание детей на образную музыку и спросила у них:  «Хотите, чтобы птичка прилетела?» Услышав утвердительный ответ, воспитательница на носках, подняв руки в стороны  «полетела» птичкой и села на корточки к стулу, как-будто на окошко (стул повернутый спинкой к сидящим детям), и мы с ней спели песню с музыкальным сопровождением:

                        

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко!

Подожди, не улетай!

Улетела, ай!

После слова «Ай!» воспитательница «улетела». Дети внимательно следили за ее движениями. Далее, обращая внимание всех детей на короткое музыкальное вступление,  мы предложили более смелому ребенку «полететь» к « окошку». После показа я давала детям пояснения, связывая движения с музыкой,  например: «Музыка началась и птичка полетела на окошко», затем поясняла: «Птички летят тихо, неслышно». Такой метод преподнесения игры помогал детям в усвоении движений, восприятии начала и конца музыкального  произведения, развитии  воображения, усвоения содержания песни. На последующих занятиях почти все дети правильно воспринимали как начало, так и конец музыки, т.е. с началом музыки «летели на окошко», а с концом «улетали в гнезда».

В начале года для успешного обучения, познакомив детей с окружающей их природой и животным миром, я применяла наглядные приемы, постепенно усложняя задания. Применяя метод показа, мы с воспитателем постепенно подводили детей к самостоятельному исполнению движений, правильному восприятию начала и конца музыкального произведения, восприятию наиболее ярко выраженного характера музыки.

В дальнейшем усвоив движение и воспринимая легкую, доступную музыку, дети в сюжетных играх на новом музыкальном материале двигались в соответствии с характером музыки, применяя словесные  объяснения как дополнение к игре. Например, если в игре «Птичка» воспитательница показывала движения, то в игре  «Птички и кошка» (музыка и слова М.Картушиной) была исполнена только музыка и даны словесные объяснения. Развивая воображение и творческие способности детей,  мы предлагали тому или иному ребенку, который делал это лучше других, показать другим детям нужные движения.

Воспитывая у детей умение слушать музыку, мы добивались различными методическими приемами развития музыкального слуха, памяти, внимания и активного восприятия более сложных музыкальных произведений в играх, состоящих из двух контрастных по характеру музыкальных отрывков, как например: «Лошадки» и «Колыбельная» (музыка Л. Банниковой), «Зайцы и волки» (музыка С. Майкапара), « Кот и мыши» (музыка М. Картушиной), «Солнышко и дождик» (музыка М. Раухвергера и музыка Б. Антюфеева), «Медведь и дети» (русская народная мелодия и музыка М.Картушиной). В музыкальных играх дети изображали воробушков, зайчиков, лошадок, мишек и других героев. После музыкальных игр у детей усиливается интерес к наблюдению за окружающим.

Все вышеуказанное  говорит о том, что у музыкального  руководителя должен быть тесный контакт  воспитателем. В целях достижения такого контакта,  я прежде всего прорабатываю с воспитателями весь музыкальный материал - как музыку, песню, так и движения к ним.

Выводы:

  1. Пользуясь музыкальной игрой, мы постепенно приучали детей младшей группы – любить и внимательно слушать музыку, запоминать ее, отзываться на нее в пении, в слушании, а также в движении.
  2. Систематическая работа с детьми, постепенность и последовательность музыкального  материала, использование методов обучения в музыкальных играх и совместная работа с воспитателями облегчали выполнение музыкальных задач.
  3. Учитывая значение музыкальной игры в воспитании детей, я считаю, что она должна использоваться на каждом музыкальном занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - презентация на тему "Как звери к зиме готовятся"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста (речевое развитие)....

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка-презентация на тему : "Народное декоративно-прикладное искусство"

Методическая разработка-презентация на тему : "Народное декоративно-прикладное искусство"...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки, презентации и конспекты...

Методическая разработка.Презентация на тему"Тело человека,строение,органы чувств".

Методическая разработка. Презентация по теме “Тело человека” в старшей группе.Оборудование: плакаты с изображением  строения человека, проектор, презентация, наглядные пособия.Цель: дать детям пр...

Методическая разработка (презентация) на тему: "Признаки осени"

Презентация разработана для детей раннего возраста 2-3 года. Тема "Признаки осени"....