Пространственное развитие дошкольников
статья

Мутина Елена Владимировна

Пространственное развитие дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

О пространственном мышлении дошкольников.

Пространственное мышление это вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и работу с ними при решении задач теоретического и практического характера. Это важный процесс, состоящий из логических операций (словесно-понятийный), а также разнообразия других не менее важных действий, направленных на восприятие мира, без которых нет психических процессов мышления, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами.

Пространственное мышление является локальным образованием.  В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Важна согласованная работа на основе реальных и графических образов и оперирование ими по единому образу. Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве. Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.  Можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади; формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»; формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому; формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении; формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков. В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку. В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным. Мышление ребенка должно приобрести конструктивный типаж. Для этого существуют различные упражнения и занятия. Рисование набросков. Игры с дроном. Разгадывание головоломки. Мысленное вращение предметов. Настольные игры. Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентировки дошкольников с ОВЗ

Данная презентация была представлена на ГПО воспитателей коррекционных групп....

Клеточка- мой помощник в развитии пространственной ориентации дошкольника

Предоставить детям систему игр и упражнений по развитию пространственных представлений, позволяющих усвоить программу по развитию элементарных математических представлений и решить следующие задачи: ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СТИМУЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно,...

Предметно-пространственная среда как один из компонентов эстетического развития дошкольников

предметно-пространственная среда является одним из основных компонентов эстетического развития дошкольников....

Предметно-пространственная среда гендерного развития дошкольников в ДОО

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду с учетом гендерной идентичности...

.Организация развивающей предметно- пространственной среды как средство развития дошкольников.

Развивающая предметно-пространственная среда является частью образовательной среды дошкольного отделения образовательного комплекса. В соответствии с ФГОС дошкольного обоазования предметная сред...