Развитие пространственной ориентировки дошкольников с ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Петухова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на улицах города. В общественных местах.

Слайд 3

Причины трудностей пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения: - переоценка своих зрительных возможностей; -искажённое восприятие предметов и их расположение в пространстве; -искажённое восприятие пространственных признаков предметов, глубины пространства, удалённости и расположения предметов в пространстве; -неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке в пространстве; -неумение пользоваться сохранными анализаторами при ориентировке в пространстве.

Слайд 4

Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанной методике Е. Подколзиной .

Слайд 5

Цель: Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей, формирование у них представлений о пространстве

Слайд 6

Задачи: Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировке в окружающем пространстве «от себя», от другого человека; Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;

Слайд 7

Задачи: Обучение моделированию предметно – пространственных построений, помещений детского сада, открытого пространства, чтению схем, самостоятельному составлению схем; Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

Слайд 8

Результаты ориентировки в сторонах собственного тела № 1 2010 – 2011 учебный год

Слайд 9

Результаты ориентировки в сторонах тела сидящего напротив № 2 2010 – 2011 учебный год

Слайд 10

Результаты определения положения предметов на плоскости стола № 3 2010 – 2011 учебный год

Слайд 11

Результаты определения местоположения предметов на плоскости листа № 4 2010 – 2011 учебный год

Слайд 12

Результаты определения положения в ближнем пространстве № 5 2010 – 2012 учебный год

Слайд 13

Результаты ориентировки № 6 2010 – 2012 учебный год

Слайд 14

Результаты оценки взаиморасположения предметов в пространстве № 7 2010 – 2012 учебный год

Слайд 15

Этапы обучения ориентировке в пространстве

Слайд 16

1 этап : формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле; 2 этап : совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов; 3 этап : развитие ориентировки в микро- и макропространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения;

Слайд 17

4 этап : формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями (моделирование); 5 этап : обучение ориентировке в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

Слайд 18

1этап: Приёмы обучения: 1. Зрительно – осязательное обследование ребёнком частей своего тела, их название. 2 . Рассматривание ребёнком себя в зеркале. 3 . Зрительно – осязательное обследование ребёнком куклы. 4. Соотнесение ребёнком частей собственного тела с телом другого ребёнка, куклы.

Слайд 19

Ориентировка на собственном теле


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительно – осязательное обследование куклы

Слайд 2

Ориентировка на листе бумаги

Слайд 3

2 этап: 1.Соотнесение расположение игрушек и предметов вокруг себя с уже освоенными направлениям собственного тела.

Слайд 4

Представления детей о парнопротивоположных направлениях своего тела

Слайд 6

3 этап: 1.Определение пространственного расположения одного предмета по отношению к другому и своё местоположение среди них, а также обозначение этих понятий в речи.

Слайд 8

Игра: «Кто где стоит»

Слайд 10

4 этап: Формирование умений моделировать пространственные отношения между игрушками, реальными предметами и их заместителями: 1.Зрительно-осязательное обследование игрушек и других предметов и их пространственных отношений; 2.Называние игрушек и реальных предметов; 3.Обозначение в речи их расположение в микро и макропространстве .

Слайд 11

Моделирование кукольной комнаты Игра: «У куклы Маши в гостях» Игра: «Кукла купила новую мебель»

Слайд 12

Игра : «Комната куклы Оли» Цель: закрепить навыки определения расположения предметов с точкой отсчёта от себя»

Слайд 13

5 этап: Направления: 1.Обучение детей ориентировке в пространстве по картинке – плану. 2.Знакомство с условными (схематическими) изображениями игрушек, реальных предметов и окружающего пространства .

Слайд 14

3.Обучение ориентировке: - по схемам пространства; -по планам пространства; -по схемам и планам пути передвижения (маршрутам). 4.Обучение детей самостоятельному составлению простейших схем и планов.

Слайд 15

Схематичное изображение предметов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Условное изображение стола и расположенных на нём игрушек

Слайд 3

План стола с игрушками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Схема стола с изображённой на ней игрушкой

Слайд 2

Место расположения игрушки в отмеченном на схеме месте


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План кабинета медсестёр - ортоптистов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План группы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знания полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, во всех образовательных областях и в повседневной жизни.

Слайд 2

На физкультурных занятиях

Слайд 3

На музыкальных занятиях

Слайд 4

На занятиях по развитию речи

Слайд 5

Работа по развитию ориентировки в пространстве ведётся всеми субъектами образовательного сообщества:

Слайд 6

Воспитатель: закрепляет и совершенствует те способы и приёмы познания мира, умения ориентироваться в нём, которые сформированы у детей; учит пользоваться этими способами и приёмами в самостоятельной деятельности(игровой, учебной, бытовой);дополняя зрительное пространство двигательными ощущениями

Слайд 7

Музыкальный руководитель: упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике. Развивает слуховое восприятие;

Слайд 9

Медсёстры – ортоптисты проводят офтальмологическое лечение детей. Повышают остроту зрения, развивают зрительное восприятие;

Слайд 12

Родители детей с нарушением зрения, особое внимание уделяют развитию умений самостоятельно ориентироваться во дворе, на ближайших улицах, выявлять пространственные признаки предметов их форму, величину, объём.

Слайд 13

Учитель – логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием ;

Слайд 15

Рассматривая любого ребёнка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями развития, задача всех специалистов – организация оптимальных образовательных воздействий при учёте индивидуальных возможностей ребёнка.

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Семинар-практикум для воспитателей "РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЛАБИРИНТОВ"

Отчет по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории "Развитие пространственой ориентировки у дошкольников посредством занительных лабиринтов"...

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников...

Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».

Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...

Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки дошкольников

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, речь, воображение малыша, т.е. те качества, которые необ...

Педагогический проект Тема: " Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."

Участник проекта на тему:"Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."...